Образование ХХI века??? Все сообщения темы

2016-06-08 10:48:59

На форуме неоднократно обсуждалось состояние современного образования. Многие делились интересными статьями и мнениями по этой теме.
Решила завести отдельную тему в этой ветке, куда можно будет собрать все интересное, что появляется на просторах интернета и делиться мыслями.
Вот первое ссылка
Первоисточник http://www.nakanune.ru/articles/111743/

Сообщение отредактировано klaura (2016-06-08 10:51:09).

2016-06-08 18:24:51

klaura

Когда собственному Минобразования недосуг обдумать, каким путем двигаться нашему образованию, находятся другие люди, которые охотно им поруководят. Нам все же повезло учиться когда-то у очень достойных и авторитетных преподавателей, а не у "фасилитаторов".

Хочу предложить почитать в Guardian статью про обратную тенденцию, правда, в США, в Силиконовой Долине и это делает ее особенно впечатляющей.

ссылка

2016-07-07 09:02:58

Вдова Стива Джобса запустила интересный образовательный проект http://www.vospitaj.com/blog/vdova-stiva-dzhobsa-organizovala-v-ssha-obrazovatelnyjj-vzryv/

2016-09-26 20:38:33

2016-10-06 17:16:40

What’s changing? – (Foreign) Language Learning in Finnish Core Curriculum for Basic Education
ссылка

2016-11-03 21:19:10

Цикл передач "Большая наука. Великое в малом".

Ведущий: Всеволод Александрович Твердислов – доктор физико-математических наук, заведующий кафедрой биофизики МГУ имени М.В. Ломоносова.

Тема: «Проблемы современного образования» (ниже ссылка на ютуб, скорость поставить на 1.25, и чуть поживее будет беседа).

За последние 15 лет в системе образовании произошли значительные перемены. В России, например, полностью изменился процесс окончания школы и поступления в университеты (был введен ЕГЭ), а высшее образование перешло на Болонскую систему (привычный специалитет заменили программами бакалавриата и магистратуры). Вместе с этим изменилось и представление о результатах образования.
Что влияет на качество образования? В чем разница между знаниями и сведениями? К каким последствиям приводят современные реформы в образовании? И насколько прижилась в России двухуровневая система?
На эти и многие другие вопросы отвечают гости выпуска:

Елена Владимировна Брызгалина - заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова, член совета по образованию и науке при Председателе ГД РФ.

Александр Ильич Савенков - доктор педагогических и доктор психологических наук, директор института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

Проблемы современного образования

Сообщение отредактировано Aksamitka (2016-11-03 21:20:41).

2016-11-09 10:14:56

Финляндия станет первой страной, которая отменит все школьные предметы
ссылка
Как вам такая идея?

2016-11-09 11:14:10

Я тут прочла статью о том, что в Финляндии сейчас очень серьезный кризис уже несколько лет. Не знаю, связаны ли эти попытки переустройства образования с реальной жизнью, но, похоже, лучшее в мире образование не выводит страну в экономические лидеры.

2016-11-09 11:28:32

klaura пишет:

Финляндия станет первой страной, которая отменит все школьные предметы
ссылка
Как вам такая идея?

Отлично. Нам бы тоже не помешало нечто подобное.
Просто немного непонятно - у нас в 16 лет заканчивают уже иногда в школу. А там как?
Ну да не суть. Вспоминая свои выпускные классы - обычно в них уже идет целенаправленная подготовка на какой то факультет и реально есть лишние предметы. Ну кто из закончивших школу хотя бы 10-15 лет назад помнит курс химии за 11 класс, физики? Если они не были потом в сфере его интересов.

"Ученики не будут сидеть за партами и тревожно ждать, когда же их вызовут к доске"
И это тоже нам не помешало бы. Потому как эти привычки потом переносятся и на работу. Сидишь и ждешь этих защит проектов как экзамена какого-нибудь ))

Сообщение отредактировано Alejandro (2016-11-09 11:30:39).

2016-11-09 12:19:17

Alejandro
У нас в городе есть школа, в которой уже несколько лет два последних года ученики сами выстраивают систему предметов, которыми хотят заниматься, то есть каждый выбирает себе профильные и имеет по ним больше академических часов, а остальные по минимуму. Насколько я знаю, этот путь себя оправдал, и дети довольны. Это было сделано на базе физико-математического лицея первоначально, но после "оптимизации" и слияния с двумя другими школами, не очень в курсе насчет других направлений.
Насчет вызова к доске и бесконечных контрольных, проверочных и самостоятельных, которые потом переписываются по несколько раз, уже давно имею отрицательное отношение. Должны быть срезовые работы по блокам тем, а в конце года одна неделя экзаменационная, желательно с устной и письменной частями по всем основным предметам. И никаких пересдач.

Сообщение отредактировано klaura (2016-11-09 12:27:01).

2016-11-09 15:09:11

Alejandro пишет:

Ученики не будут сидеть за партами и тревожно ждать, когда же их вызовут к доске"


А что будут делать ученики? Вопрос же не в тревожности, а в том, сделано ли дз или нет. Существующая система не мешает же ответственным людям быть ответственными и учиться не в последнюю ночь, а постепенно. И в любой другой системе ответственность стоит на первом месте. А почему? Потому что в любой другой системе, не похожей на нашу пост-советскую, существует право ребенка на провал. Никто не будет натягивать тройку, потому что отчетность, видите ли, требует.

klaura пишет:

И никаких пересдач.

У нас так могло бы быть. Но быть принципиальным в нашей системе координат гораздо труднее, чем закрыть глаза и нарисовать ту оценку, которая требуется начальству\родителям\деканату.

Я склоняюсь к мысли, что вопрос не в системе преподавания, а в искаженных взаимоотношениях сторон внутри этой системы. Т.е. у нас в принципе ученики не привыкли к строгой руке и честности со стороны преподавателей, а тем, в свою очередь, не хочется прилагать усилий к тому, чтобы быть принципиальными - ведь это надо тогда работать, а не просто отбывать часы. Поэтому уязвимый педагог в свою очередь не хочет неприятностей и за милую душу принимает бесконечные пересдачи, рисуя нужные результаты. Удивительно, но потом это называется "любовью к детям" или как-то еще из этой оперы.

2016-11-10 21:17:06

Вот тут тоже подобный подход упоминается ссылка

Сообщение отредактировано klaura (2016-11-10 21:17:21).

2016-11-10 22:17:31

klaura,
есть интересные мысли (такие, скажем, clil-ориентированные), но при этом, имхо, есть и много общих мест, и дешевой риторики с популизмом, и активной саморекламы, что слегка отталкивает.

2016-11-11 10:31:32

Вы знаете, мне иногда кажется что очередная эпоха просвещения заканчивается и мы постепенно по чуть-чуть переходим к новому средневековью. Если взять 50-60е годы то у человечества как бы были некие глобальные цели: освоение солнечной системы с базами на Луне и Марсе, термоядерная энергетика, излечение большинства болезней, познание устройства мира и сути всех вещей. Где все это сейчас? Я не вижу, у человечества больше нет таких целей. Политики говорят о росте 4% в следующем году, фарм. компании делают новую версию старого лекарства со старой эффективностью. Дети хотят быть звездами ютуба, даром им не нужно ни физика ни астрономия. Нет правда, кто сейчас хочет быть космонавтом или ученым физиком? Какой-нибудь "фрик"? (фрик по мнению окружающих) А если нет глобальных целей, таких чтоб great challenge for humankind, то застой, а потом деградация просто неизбежны.
:(

2016-11-11 10:40:41

Если взять 50-60е годы то у человечества как бы были некие глобальные цели: освоение солнечной системы с базами на Луне и Марсе, термоядерная энергетика, излечение большинства болезней, познание устройства мира и сути всех вещей. Где все это сейчас? Я не вижу, у человечества больше нет таких целей.



Вы заблуждаетесь, есть. Если интересно, можем обсудить эту тему в скайпе на английском, мне безумна интересна эта тема, но не хочется засорять ветку Клары.

Сообщение отредактировано mustang (2016-11-11 10:41:23).

2016-11-11 19:29:50

А что не так с термоядерной энергией? Строят же ИТЭР и уже планируют DEMO.
И про физиков ничего не понял : в физтех огромный конкурс. А ещё посмотрите медианную зарплату у физиков. Девяносто тысяч, если не ошибаюсь.

2016-11-11 23:26:53

Наша любимая тема - ЕГЭ: http://mel.fm/2016/11/09/adamskiy_ege

2016-11-11 23:52:56

bsvv,
согласна с многим из того, что там написано.

2016-11-12 00:27:09

Juliemiracle пишет:

согласна с многим из того, что там написано.


Я тоже. Считаю, что пути назад уже нет, но до совершенства еще работать и работать.

2016-11-12 12:34:40

bsvv

Я - как практикующий вузовский преподаватель - считаю, что отсутствие в нашем обществе даже гипотетического права на ошибку очень осложняет течение образования, как детского, так и в высшей школе. Т.е. школы отчитываются в какой-то феодальной манере перед вышестоящими организациями, что всем тройки нарисованы (даже через учительский труп), в вузе тоже нужно очень постараться, чтобы отчислить платного студента. И в результате выходят люди, абсолютно невежественные, не умеющие самообразовываться, отбывшие кое-как годы учебы и не имеющие никакого понятия о том, что делать во взрослой жизни.

2016-11-12 12:38:29

Пружина пишет:

Я - как практикующий вузовский преподаватель - считаю, что отсутствие в нашем обществе даже гипотетического права на ошибку очень осложняет течение образования, как детского, так и в высшей школе.

++++++

2016-11-12 22:18:16

The needs of industrialization were the main driving force behind creating public education in our and other counties. Before industrialization, only children from wealthy families could receive education. Now we have entered in the post-industrial world, so we have re-evaluate our objectives when it comes to education. The initial goal of public education was to teach all children some basic math, reading, and spelling skills. These skills were necessary to operate in society, which increasingly relied on the written language to convey different instructions. So the ability to follow instructions was unstated but the ultimate goal of mandatory public education. Not surprisingly, this model was imposed on school itself: a teacher is supposed to give clear instructions and learners are supposed to memorize and follow those instructions.

This approach has been quite successful in eradicating basic illiteracy, but it has not worked nearly as well for teaching more advance classes in any subject. This is hardly surprising considering the fact it is no longer about memorizing instructions, but about processing, generalizing, and structuring a large variety information, which is impossible without active involvement of learners. Moreover, we live now in the era of fast changing technology, which means lifelong learning becomes as important as basic literacy became a century ago.

This means today's education system should be not just provide some knowledge (which is import, of course, as far as basic skills are concerned), but to teach everyone to be a self-reliant learner. I think we all know what a self-reliant learner means, but it is not something that you can easily quantify by applying some formal tests. Unfortunately the dominant teaching to the test culture means that this important aspect is completely neglected. As result, we have a lot of students in our universities who scored high enough to be admitted, but cannot manage their time, cannot navigate through available resources, have very little motivation to learn anything, and lack of self-assessment skills. As result, those students are ill-prepared to study at university. More importantly, they are ill-prepared for the future, in which you have to learn new skills throughout all your life.

2016-11-13 09:46:56

Пружина пишет:

Я - как практикующий вузовский преподаватель - считаю, что отсутствие в нашем обществе даже гипотетического права на ошибку очень осложняет течение образования, как детского, так и в высшей школе. Т.е. школы отчитываются в какой-то феодальной манере перед вышестоящими организациями, что всем тройки нарисованы (даже через учительский труп), в вузе тоже нужно очень постараться, чтобы отчислить платного студента. И в результате выходят люди, абсолютно невежественные, не умеющие самообразовываться, отбывшие кое-как годы учебы и не имеющие никакого понятия о том, что делать во взрослой жизни.

Боюсь, все, что вы описываете, имеет корни не только и не столько в отсутствии права на ошибку, а в бюрократизации системы, подчиненной роли учителя-преподавателя, подушевом финансировании, уверенности в том, что все в нашей стране покупается (в том числе и высшее образование), то есть коррупции, лени и желании иметь все на блюдечке с голубой каемочкой без особого напряга и многом другом. Тут целый клубок политических, социальных и культурных факторов, и я не уверена, что мы сможем его когда-либо распутать.

2016-12-17 14:07:36

Вот суть современного образования за 6 минут. "Господа присяжные заседатели,"...
https://www.facebook.com/pg/pomada.cc/videos/?ref=page_internal

2016-12-17 14:16:53

klaura,
у меня открывается страница со ссылками на разные видео - что из них смотреть? Или Вы facebook в целом имели в виду?

2016-12-18 13:36:20

Простите, что так. Смотрите видео "А ведь он прав..."

2016-12-18 15:34:03

klaura, а вы не знаете название оригинального видео? чтоб не субтитров?
А видео отличное, я, когда устроилась в языковую школу, получила группу детей которым язык не нужен, программа для них тяжела, Спотлайт для них просто что-то заоблачное. я поговорила с опытным учителей из лицея, она мне сказала, ты знаешь, некоторым детям нужны бабочки, а тебе по программе нужно выдать им огурцы, так дай им бабочек и все будет гут. Что я и сделала.

https://www.youtube.com/watch?v=dqTTojTija8 I've found

Сообщение отредактировано Nikauchi (2016-12-18 15:36:56).

2016-12-18 18:14:44

klaura,
сделано, конечно красиво и в современном духе. Есть здравые мысли, и есть шелуха. Для меня немного многовато патетики и легких и ненавязчивых логических подмен. Не очень люблю, когда из серьезных вопросов делают шоу. Сразу вспоминается "Чикаго", с его "шика-блеска дай" (с).

2016-12-18 18:20:42

Nikauchi

Интересное видео, иногда даже казалось, что чувак скоро начнет читать рэп, обличающий школу в неспособности идти в ногу с прогрессом:))

2016-12-18 18:22:22

mustang пишет:

иногда даже казалось, что чувак скоро начнет читать рэп, обличающий школу в неспособности идти в ногу с прогрессом:))

Что он, вроде бы, собственно и делал :)

2016-12-18 19:17:36

Я как-то не заметил, не было четкого рэповского речитатива, обычная отрепетированная выразительная артикулированная речь, правда, местами возникает (ближе к концу) намек на рифму и подобие рэпа,но как такового настоящего рэпа на протяжении всего выступления нет.

Сообщение отредактировано mustang (2016-12-18 19:21:39).

2016-12-18 19:41:02

Juliemiracle пишет:


сделано, конечно красиво и в современном духе. Есть здравые мысли, и есть шелуха. Для меня немного многовато патетики и легких и ненавязчивых логических подмен. Не очень люблю, когда из серьезных вопросов делают шоу. Сразу вспоминается "Чикаго", с его "шика-блеска дай" (с).

Да, почти рэп в красивой обертке: и нашим, и вашим, что называется. Сначала нравится: красиво так, с этой рыбкой в круглой банке, а в конце в мозгу ничего не остается, одна рыба золотая... а лучше сказать: ничего, кроме фантика.

Сообщение отредактировано Alice123 (2016-12-18 19:42:39).

2016-12-18 20:39:02

mustang,
знаете, есть белый стих? А у него - белый рэп :)
P.S. Двусмысленно звучит, конечно, но я в поэтическом смысле.

2016-12-18 20:43:57

mustang пишет:

местами возникает (ближе к концу) намек на рифму

А мне показалось, что там с самого начала рифма, просто своеобразная, как у Маяковского. :)

2017-01-11 10:41:17

Вот еще про Финляндию ссылка

2017-01-11 12:36:22

klaura,
идея очень интересная. Единственное, пока не могу представить масштаб планирования. Это же нужно такие сделать курсы, чтобы пройдя вот эти 10, человек имел нужный объем знаний для поступления в университет. А так как они не хотят никого заставлять, то, фактически, материал в разных курсах должен еще дублироваться и перекрываться, чтобы, если студент не захочет изучать какой-то курс, он мог получить нужные ему знания в другом. Либо в итоге они придут к тому, что будет список определенных курсов, которые надо пройти, чтобы поступать на нужное направление. В России с трудом такое представляю, учитывая, что у нас многие только в 11 классе начинают думать о поступлении и хватаются за подготовку к нужным егэ.
Еще интересна интеграция учителей. Наверное, все-таки, курс будет разбит на блоки, и сегодня с 1 учителем будет рассматриваться такой-то аспект, завтра другой. Не может же быть, что они все одновременно будут в классе - это даже экономически невыгодно.
Но идея изучать что-то в "практическом применении" и перенести фокус с предмета и теоретических знаний на какое-то конкретное явление мне очень нравится.

2017-01-11 17:40:06

Вот только вместе с президентом порадовались великим достижениям нашей образовательной системы, а тут...
http://echo.msk.ru/blog/dgudkov/1907440-echo/

2017-06-29 09:39:31

2017-07-12 23:03:49

Наткнулась на книгу американского школьного учителя (несколько раз признавался учителем года Нью Йорка в 90х годах) Джона Гатто. В русском переводе книга называется "Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя". (John T. Gatto - Dumbing us down).

Очень честная и местами шокирующая книга о губительной системе школьного образования. Вот привожу некоторые отрывки:

...Люди не будут цельными натурами, если не смогут добровольно объединяться с родственными душами. Только рабов сгоняют вместе, не спрашивая на то их согласия. Объединение для достижения своих личных, семейных и общинных целей, согласующихся с их собственными мечтами, делает людей цельными. И эти мечты должны осуществляться сначала в местном масштабе, так как без такой базы решение крупномасштабных задач приведет к отрыву от всего того, что придает жизни смысл: от себя, от семьи, от друзей, от работы и от близкого душевного общения.

...Условием существования нынешней системы обучения, так же, как и источником поддержания коммерческой экономики, является негативное и зависимое от других представление людей о себе. Самооценка, являющаяся основополагающим фактором любой серьезной философской системы, когда-либо возникшей на нашей планете, полностью игнорируется. Основной урок всех этих аттестаций, оценок и тестов следующий – детям не следует доверять себе или своим родителям, им следует полагаться на мнение дипломированных специалистов. Люди нуждаются в том, чтобы им указывали, чего они стоят.

...Все глобальные устремления основываются на столь далеком от нормальной человеческой действительности определении хорошей жизни, что оно просто не может быть верным, и большинство людей наверняка согласились бы со мной, если бы смогли увидеть альтернативу. Мы бы это увидели, если бы вернулись к философии, ищущей смысл там, где этот смысл кроется, - в семье, в друзьях, в смене времен года, в природе, в простых церемониях и ритуалах, в любознательности, в щедрости, в сострадании и взаимопомощи, в личном пространстве, во всех бесплатных и недорогих вещах, на которых строятся настоящие семьи, настоящие друзья, настоящие человеческие сообщества.

...Быть частью системы, заставляющей вас сидеть в заточении с людьми абсолютно того же возраста и социального происхождения, абсурдно и противоестественно. Эта система искусственно отрезает вас от огромного многообразия жизни, от синергии многообразия; реально она отрезает вас от вашего прошлого и будущего, запечатывая вас в постоянном настоящем, как это делает телевидение.

...Великая тайна системы массового образования – в том, что школы выглядят как общины, но на самом деле таковыми не являются. Именно поэтому я считаю, что расширение сферы влияния школы только усугубит опасные тенденции дезинтеграции общества вместо того, чтобы их исправить.

...Я убежден, что преподавание должно быть разрешено не только дипломированным специалистам. Утверждение, что научить может лишь обладающий соответствующим дипломом профессионал вроде меня – обман. Пусть каждый желающий имеет право преподавать; верните семьям собранные у них налоги, чтобы они сами могли искать и выбирать учителей.

...Я оставил мысль о том, что являюсь неким суперспециалистом, задача которого состоит в наполнении маленьких голов своими знаниями и опытом. Вместо этого я стал выяснять, каким образом можно устранить те препятствия, которые мешают прирожденной детской гениальности проявлять себя.

2017-07-12 23:43:19

lerial

Про то, каким образом эти препятствия устранять, цитат нет? Или так и не выяснил?

Красивости говорить все горазды. А делать-то что.

2017-07-12 23:51:52

Mary_Blacksmith пишет:

lerial

Про то, каким образом эти препятствия устранять, цитат нет? Или так и не выяснил?

Красивости говорить все горазды. А делать-то что.


Много что говорит, и про то , как устранить, тоже. Надо читать. Но в основном посыл таков , что ребенка нельзя отдавать в традиционную школу. Я кстати именно так и поступлю со своим ребенком- буду обучать сама, от дет.сада мы тоже отказались.

2017-07-13 00:00:49

lerial пишет:

Много что говорит, и про то , как устранить, тоже. Надо читать. Но в основном посыл таков , что ребенка нельзя отдавать в традиционную школу. Я кстати именно так и поступлю со своим ребенком- буду обучать сама, от дет.сада мы тоже отказались.


Посыл, конечно, хороший. Я его полностью разделяю. Но, увы, труднореализуемый. Я вот не могу себе такого позволить. Так что мне, пожалуй, более актуальны темы для утопающих: как в этом всём выжить :)

2017-07-13 00:10:53

Mary_Blacksmith пишет:

Посыл, конечно, хороший. Я его полностью разделяю. Но, увы, труднореализуемый. Я вот не могу себе такого позволить. Так что мне, пожалуй, более актуальны темы для утопающих: как в этом всём выжить :)


На эту тему можно еще послушать, к примеру, лекции академика Владимира Базарного. Очень подробно рассказывает о подлинном замысле школьной системы, о выращивании из детей послушных потребителей и рабов без особых знаний и творчесских способностей (в большинстве своем) , о влиянии школьного образования на психику ребенка и на его физ.здоровье и т .д.

Если у вас нет возможности не отдавать ребенка в школу, то вам как родителю необходимо хотя бы понимать всю эту подоплеку, чтобы помочь ребенку "выжить" в школе с минимальными потерями и остаться при этом свободной личностью, обладающей критическим мышлением, своим мнением, своими индивидуальными особенностями, самоуважением и высокой самооценкой, эмпатией и способностью к саморефлексии, и тд и тд. Все это школа всеми способами пытается убить в ребенке, так как системе нужны послушные одинаковые зашоренные винтики, работники, рабы. Вообще тема очень сложная, так в двух предложениях и не скажешь.

Сообщение отредактировано lerial (2017-07-13 00:11:55).

2017-07-13 00:20:24

lerial

О том, что из себя всё это представляет и как фунциклирует, у меня давно сформировалось представление, во многом не понаслышке. В общем-то, я пока справляюсь так или иначе успешно, но вот всякими техническими рабочими методами-приёмами коллекцию никогда не прочь пополнить.

2017-07-13 13:25:36

Вот еще наткнулась на любопытное обсуждение об использовании информационных технологий в образовании и в целом в повседневной жизни.

Разговор с доцентом Ольгой Четвериковой о том, как современные информационные технологии способствуют дебилизации и деградации детей.

https://m.youtube.com/watch?v=eoxJcGuYTio

2017-07-13 13:34:43

lerial пишет:

современные информационные технологии способствуют дебилизации и деградации детей

Мне не очень нравятся такие заявления. Ещё Шекспир в "Гамлете" писал, что одно и то же растение может быть и ядом, и лекарством. Не сами технологии способствуют, а то как их применяют. Если ребенком не занимаются и ему планшет в руки суют, то тут не в технологиях дело.

2017-07-13 13:43:39

Juliemiracle пишет:

одно и то же растение может быть и ядом, и лекарством. Не сами технологии способствуют, а то как их применяют. Если ребенком не занимаются и ему планшет в руки суют, то тут не в технологиях дело.


Согласна, все есть лекарство и все есть яд, разница лишь в дозе. Но есть уже заявления ученых, изучающих непосредственно мозг, и на них и ссылаются в этом видео ролике, которые говорят о том, как именно информ.технологии влияют на развитие различных участков мозга. Ну и более того, вы не можете контролировать 100 процентов времени ребенка, даже если вы самый идеальный и ответственный родитель

2017-07-13 13:47:22

lerial пишет:

Но есть уже заявления ученых, изучающих непосредственно мозг, и на них и ссылаются в этом видео ролике, которые говорят о том, как именно информ. технологии влияют на развитие различных участков мозга.

Там конкретные фамилии и исследования, которые где-то можно почитать, или просто "учёные"?
lerial пишет:

вы не можете контролировать 100 процентов времени ребенка, даже если вы самый идеальный и ответственный родитель

И слава вселенной. Если бы кто-то кого-то мог контролировать на 100% — это было бы ужасно.

Сообщение отредактировано Juliemiracle (2017-07-13 13:49:29).

2017-07-13 13:53:17

Спрашиваю потому, что, например, гуглю О.Н. Четверикову и вижу, что она к.ист.н. (если я правильно нашла), никак не связана с исследованиями человеческого мозга, занимается историческими, религиозными и политическими исследованиями, пишет публицистику. Так что, имхо, ее выступление по подобной теме будет носить скорее публицистический нежели серьезный научный характер. К таким вещам я всегда отношусь with a pinch of salt.

Сообщение отредактировано Juliemiracle (2017-07-13 13:53:51).

2017-07-14 14:38:20

lerial
John T. Gatto - Dumbing us down- Отличная книжка, большое спасибо за рекомендацию! Читаю и наслаждаюсь.

Сообщение отредактировано Lipa (2017-07-14 14:39:56).

2017-07-14 14:47:47

М. Казиник в Совете Федерации https://www.youtube.com/watch?v=yZFn83pqjkI

2017-07-14 17:12:36

Juliemiracle пишет:

Спрашиваю потому, что, например, гуглю О.Н. Четверикову и вижу, что она к.ист.н. (если я правильно нашла), никак не связана с исследованиями человеческого мозга, занимается историческими, религиозными и политическими исследованиями, пишет публицистику. Так что, имхо, ее выступление по подобной теме будет носить скорее публицистический нежели серьезный научный характер. К таким вещам я всегда отношусь with a pinch of salt.


Если бы вы почитали или послушали , то узнали бы, что она ссылается на конкретные исследования, кокретные фамилии указывает, годы публикации и т.д.

Более того, ей не обязательно быть доктором всех в мире наук, чтобы анализировать и говорить об открытиях , сделанных различными учеными в различных областях.

Вы изначально, даже не углубившись в тему, выступаете скептически, и мне кажется это очень странным, как будто я вас лично чем-то задела))

Надеюсь, вы не думаете, что только вы единственная на этом форуме умеете оценивать достоверность или сомнительность источника информации)

Сообщение отредактировано lerial (2017-07-14 17:14:57).

2017-07-14 17:24:53

lerial пишет:

Вы изначально, даже не углубившись в тему, выступаете скептически, и мне кажется это очень странным, как будто я вас лично чем-то задела))

Если кто-то выражает скепсис, это не значит, что его чем-то задели.
lerial пишет:

Более того, ей не обязательно быть доктором всех в мире наук, чтобы анализировать и говорить об открытиях , сделанных различными учеными в различных областях.

Конечно нет. Но я как-то с меньшим доверием отношусь к историку, который говорит о "дебилизации" (слово-то какое), ссылаясь на исследования некими учеными мозга, чем если бы посмотрела специалиста в данной области.
lerial пишет:

Если бы почитали или послушали, то узнали бы, что она ссылается на конкретные исследования, конкретные фамилии указывает, годы публикации и т.д.

Я посмотрела достаточно, для того чтобы сделать для себя вывод, что это модный нынче "хайп" по поводу того, что дети все глупее и пр., и пр. А уж когда я услышала про то, что "дебилизация" — это все происки США против России, и это тщательно разработанный и долгосрочный проект...
Пока я слушала, мне не попалось ссылки ни на 1-го ученого/публикации. Я еще раз прошу: может быть Вы, как человек, внимательно все это посмотревший, подскажете мне ссылку хотя бы на 1 цитируемую фамилию или публикацию?

2017-07-14 18:11:20

Juliemiracle пишет:




я как-то с меньшим доверием отношусь к историку, который говорит о "дебилизации" (слово-то какое), ссылаясь на исследования некими учеными мозга, чем если бы посмотрела специалиста в данной области.


Я посмотрела достаточно, для того чтобы сделать для себя вывод, что это модный нынче "хайп" по поводу того, что дети все глупее и пр., и пр. А уж когда я услышала про то, что "дебилизация" — это все происки США против России, и это тщательно разработанный и долгосрочный проект...
Пока я слушала, мне не попалось ссылки ни на 1-го ученого/публикации. Я еще раз прошу: может быть Вы, как человек, внимательно все это посмотревший, подскажете мне ссылку хотя бы на 1 цитируемую фамилию или публикацию?


Слово "хайп" от учителя тоже звучит как-то ..ну сами знаете как.

Тема совершенно не о заговорах и не о сша, и мне совершенно безраличны эти две страны Россия и Сша, так как я вообще ни в одной из них не живу. Меня интересует именно образование будущего и каким оно должно быть, так как помимо моей пед.деятельности я еще и мама маленького ребенка. А вас сразу понесло в какие-то заговоры. Вам надо еще много разбираться в этой теме, насколько я могу судить по вашим высказываниям. Как впрочем и мне, и всем. Ссылки на ученых сейчас поищу

Сообщение отредактировано lerial (2017-07-14 18:31:29).

2017-07-14 18:31:10

Ну вот к примеру ссылка на исследователя мозга, психиатра М.Шпитцера

Также можете ознакомиться с темой "Цифровая деменция". Эта тема широко обсуждается в научных кругах и о ней говорит как раз Четверикова, и кстати дебилизация -это слово то не криминальное, на латыни debil означает слабый, слабоумный , и термин этот (а не обзывательство,как вы почему то сразу решили) есть в психиатрии и используется по сей день

Сообщение отредактировано lerial (2017-07-14 18:37:40).

2017-07-14 19:25:38

Lipa пишет:

lerial
John T. Gatto - Dumbing us down- Отличная книжка, большое спасибо за рекомендацию! Читаю и наслаждаюсь.


Мне тоже очень нравится, как он пишет, и у него есть еще несколько трудов, можно посмотреть

2017-07-14 19:51:22

Девочки, не ссорьтесь! :)))

Надо как-то заставить себя прекратить романтизировать образование. Эта фишка досталась нам из советского прошлого, с ним же и уйдет в небытие. Образование было мощным социальным лифтом в стране победившего социализма. Масса талантливейших ученых принесли, образно выражаясь, свои мозги в советскую науку из отдаленных сел и маленьких деревень. И эти мозги сделали-таки свое серое дело.:) Вся эта романтизация, включая жаркие споры физиков с лириками и размышления про "инженеров человеческих душ", геологоразведочные экспедиции и комсомольские путевки на целину, а также стальной конь, который пришел на смену крестьянской лошадке, остались в прошлом и ему же принадлежат.

Теперешнее образование гораздо более прагматичное. Плюс к тому, в обществе нет инструмента принуждения. Поэтому заставить всех сидеть ровно за партой и писать прописи одинаковыми ручками невозможно. Я бы не стала надрывно говорить о ценностях, которые мы утеряли. Просто мир изменился и изменилось образование. Это не хорошо и не плохо, просто имеем, что имеем. Оглядываться назад - просто бесполезно.

2017-07-14 20:08:41

lerial пишет:

Слово "хайп" от учителя тоже звучит как-то ..ну сами знаете как.

Как? Нормальное себе слово, соответствует тому, что называет. А его нельзя произносить только учителям? Тогда Джули может себе позволить это - она преподаватель.

2017-07-14 20:20:27

lerial пишет:

Слово "хайп" от учителя тоже звучит как-то ..ну сами знаете как.

Слово как слово. Даже в учебнике, вон, есть, по которому я со студентами работаю. В словарях тоже имеется. Почему нужно сразу все переводить на личность учителя? Вот уж не знала, что нам какие-то слова употреблять запрещено.
lerial пишет:

Тема совершенно не о заговорах и не о сша, и мне совершенно безраличны эти две страны Россия и Сша, так как я вообще ни в одной из них не живу.

lerial пишет:

А вас сразу понесло в какие-то заговоры.

Нет, не меня. Я послушала Четверикову, сделала для себя выводы и их озвучила. А Вас почему-то это задело.
lerial пишет:

Вам надо еще много разбираться в этой теме, насколько я могу судить по вашим высказываниям.

:)))
lerial пишет:

Ну вот к примеру ссылка на исследователя мозга, психиатра М.Шпитцера

Открываю я его труды и вижу, что человек занимался психическими расстройствами и еще проблемами гомосексуализма. Какая связь? То что она его упоминает, еще ничего не значит. Упомянуть можно что угодно.
lerial пишет:

Также можете ознакомиться с темой "Цифровая деменция". Эта тема широко обсуждается в научных кругах

Погуглила. Ни одной ссылки на научный источник: статьи под броскими заголовками, бложики про воспитание детей и т. д. Озвучила медику. Улыбнулся и сказал читать поменьше всякого. Открыла 1-ую статью. Один из признаков цифровой деменции — неспособность запоминать номера и пр. Видимо я ей страдаю, причем с детства, когда цифровых технологий было -0.
lerial пишет:

дебилизация - это слово то не криминальное, на латыни debil означает слабый, слабоумный , и термин этот (а не обзывательство, как вы почему то сразу решили) есть в психиатрии и используется по сей день

Про психиатрию не уверена (именно слово "дебилизация"). Я совершенно не думаю, что это обзывательство. Я как раз знаю, что такое "дебил" в медицинском значении и поэтому считаю, что разбрасываться такими словами не стоит.
Согласно словарю (еще особо-то и слова в словарях нигде нет), "дебилизация — увеличение рождаемости дебилов"

У Четвериковой и иже есть конкретная статистика по увеличению рождаемости дебилов и ее связь с ИТ?
Зато при наборе слова в поисковике вываливается опять куча видео, блогов и пр. под теми же провокационными заголовками и описание "Дебилизация — используемое некоторыми российскими публицистами и сообществами..." Публицистами. Сейчас очень модно ухватиться за какое-нибудь слово или словосочетание и начать раздувать. А уж если это можно как-то приплести к подрастающему поколению — вообще благодатная тема.
Думаю, что нужно с осторожностью относиться к таким вещам. Проблемы с чрезмерным использованием ИТ существуют однозначно. Но различные проблемы существовали и будут существовать всегда. Не стоит демонизировать одну из них.

2017-07-14 20:35:36

Пружина пишет:

Я бы не стала надрывно говорить о ценностях, которые мы утеряли. Просто мир изменился и изменилось образование. Это не хорошо и не плохо, просто имеем, что имеем. Оглядываться назад - просто бесполезно.

+++

2017-07-14 21:05:15

To Juliemiracle

Вас немного понесло...


Поймите, я не буду , упаси бог, тут кого-то в чем-то убеждать.

Каждый слышит и видит только то, что он готов увидеть на данный момент.

Вот вы послушали выступление ученого и вам сразу же, первым делом померещился заговор одной страны по отношению к другой. А я послушала, и первое что меня заинтересовало- каково должно быть место цифровых технологий в обучении и воспитании детей? Есть какое-то отрицательное клияние на развитие ребенка и взрослого? И если есть, то как уберечь, и где золотая середина? Тем более, что некоторые пагубные влияния я вижу уже сейчас, наблюдая за некоторыми своими учениками. Я могу верить этим исследователям, могу не верить, вы можете делать то же самое, верить вы вольны кому хотите, я вас даже не думала ни в чем убеждать. Я понимаю так, что в этой ветке люди делятся ссылками на те материалы, которые заставили их задуматься о будущем образования, вот и я задумалась и поделилась. Если вы считаете, что думать тут не о чем, ну не читайте и не смотрите:) демократия же

Сообщение отредактировано lerial (2017-07-14 21:07:18).

2017-07-14 21:23:43

По поводу цифрового слабоумия (деменция) и Манфреда Шпитцера, о котором я писала выше, а так же об использовании цифровых технологий в образовании, вот как этот ученый трактует цифровую деменцию в одном из своих интервью:

Neuroscientist and philosopher, Manfred Spitzer, argues that digital technology is dangerous to the developing brain, and should be banned in education. It can cause addictive behaviour, interferes with knowledge retention and can result in a breakdown of cognitive abilities. He coined the phrase digital dementia, to describe a mental condition prevalent among young people in South Korea, Hong Kong and other countries with a high usage of digital technology, characterised by a lack of the ability to concentrate, to remember information or to focus. In his book, Digital Dementia (not yet translated into English) he presents studies showing that computers actually slow down learning and knowledge retention.
Источник:
https://explore.scimednet.org/index.php/2016/12/06/digital-dementia/


У М.Шпитцера есть отличная, на мой взгляд, книга "Антимозг" об информ.технологиях и мозге.

Кроме того, можно заглянуть в доклад для европарламента The impact of screen media on children (by Dr.A.Sigman). Правда он уже немного устарел, был опубликован в 2011.

И еще труды британского невролога, ученого и писателя Susan Greenfield, а особенно: Tomorrow's People: How 21st Century Technology is Changing the Way we Think and Feel


А вообще научных публикаций на эту тему огромное множество

Сообщение отредактировано lerial (2017-07-14 21:44:17).

2017-07-14 21:56:36

lerial пишет:

Вот вы послушали выступление ученого и вам сразу же, первым делом померещился заговор одной страны по отношению к другой.

Еще раз: мне ничего не мерещилось. Я выборочно посмотрела начало нескольких ее выступлений из цикла передач для какого-то телеканала. Буквально на 2-м выступлении в самом начале идет именно обсуждение этой темы. Извините, но я не могу серьезно относиться к людям, которые обсуждают такие вещи. Я как раз наоборот считаю такие разговоры слегка странными.
lerial пишет:

Я понимаю так, что в этой ветке люди делятся ссылками на те материалы, которые заставили их задуматься о будущем образования, вот и я задумалась и поделилась. Если вы считаете, что думать тут не о чем, ну не читайте и не смотрите:) демократия же

Я считаю, что подобные ссылки выкладываются для обсуждения с разных сторон. Я как раз считаю, что тут есть о чем подумать, но это же не значит, что моя точка зрения совпадет с Вашей. Возможно такой скепсис у меня вызывает "демонизация ИТ", потому что вокруг меня много людей из этой сферы, я с этим росла, и мое мнение — это всего лишь одна из сфер человеческой деятельности. Меняются декорации — проблемы все те же. А до компьютеров некоторые дети, которыми не занимались родители, были приклеены к ТВ, а до этого еще что-то было. Да, меняются способы восприятия информации, обучения и пр. Но полагаю, такое происходит с появлением каждого изменения, и всегда будут крайности, и всегда будут люди, которые скажут, что это зло, что раньше было лучше. ИТ само по себе нейтральны, вопрос в том, как ими пользоваться и какую культуру прививать детям.lerial пишет:

Источник:
https://explore.scimednet.org/index.php/2016/12/06/digital-dementia/

Спасибо за ссылку. Дали ее и все стало на места; а то я почему-то подумала про Роберта С/Шпитцера. Все-таки, без источников никуда.
Позиция М. Шпитцера мне понятна, но, имхо, недостижима. Невозможно "запретить гугл" и таким образом повернуть вспять процесс того, как сейчас люди взаимодействуют с миром. Нужно просто учиться с этим жить и взаимодействовать по-другому, так, чтобы извлекать максимум пользы и минимизировать проблемы. Подозреваю, что когда изобрели письмо, те люди, которые до этого хранили всю инфу только в голове и передавали из уст в уста, тоже считали, что скоро у человечества пропадет способность что-либо запоминать и все поглупеют. Однако...

Сообщение отредактировано Juliemiracle (2017-07-14 22:00:19).

2017-07-14 22:48:31

Juliemiracle

Подозреваю, что когда изобрели письмо, те люди, которые до этого хранили всю инфу только в голове и передавали из уст в уста, тоже считали, что скоро у человечества пропадет способность что-либо запоминать и все поглупеют.


Как это ни удивительно, в какой-то степени это все же произошло. Не уверена, что вы видели - из давней дискуссии на форуме ссылка

Устные народы имеют уникальную способность запоминать и удерживать в памяти колоссальное количество информации. Древние евреи через века пронесли в устной форме целые книги Ветхого Завета. Мусульмане всегда придавали первостепенное значение выучиванию всего Корана наизусть. Религиозные индусы гордятся тем, что могут наизусть рассказывать Веды. Гриоты в Африке знают наизусть историю своего племени или деревни. Их ученики десятилетиями слушают рассказы своего учителя, пока сами не выучивают наизусть все рассказы

Среди всех технологических изобретений человечества М. Маклюэн выделяет три основных: 1) изобретение фонетического алфавита, 2) книгопечатания и 3) телеграфа. Именно на первых двух изобретениях, по мнению М. Маклюэна, и лежит ответственность за возникновение у человека визуального, линейного мышления, приведшего к индивидуализму, разобщённости и отсутствию целостного видения мира.
Сравнивая цивилизованный мир с первобытным, М. Маклюэн противопоставляет «акустическое пространство» первобытного «целостного» человека, объёмно воспринимающего и сию же минуту спонтанно эмоционально реагирующего на происходящее вокруг него, концепции «пространственно-временных отношений» западного цивилизованного человека, отстранённо и абстрактно-логически мыслящего и воспринимающего мир. По мнению М. Маклюэна письменность во многом обеднила творческую и эмоциональную жизнь людей.
Таким образом, к четырём перечисленным выше характеристикам устной культуры добавим из М. Маклюэна следующие:
5. В отличие от письменной культуры, представители устной традиции познают мир и усваивают информацию не линейно и последовательно, не пошагово, не от простого к сложному, не узко специализированно и не систематично, а хаотично, целостно, бессистемно, объёмно, одновременно с разных сторон.
6. У представителей устных культур все пять чувств развиты и используются одинаково хорошо, нет доминирования зрения. Устный человек живёт в «акустическом пространстве» и характеризуется богатством творческого и эмоционального воображения.

см. сообщение creative commons №153 по ссылке

2017-07-14 23:14:48

Lipa пишет:

Juliemiracle
Как это ни удивительно, в какой-то степени это все же произошло. Не уверена, что вы видели - из давней дискуссии на форуме ссылка
см. сообщение creative commons №153 по ссылке

Но мир не рухнул, мы не превратились обратно в обезьян — просто все изменилось. Есть свои + и -. С другой стороны, возможно освободив свой мозг от необходимости запоминать тонны устной информации (что, кстати, думаю, было доступно не всем, а избранным), человечество смогло перенаправить эту энергию на что-то другое. Полагаю, сейчас уже никто не думает о том, чтобы "запретить письмо".
Также будет и с ИТ. Люди — великие консерваторы и пессимисты. Сначала они во всем видят плохое. Вспомните, что было пару недель назад, когда немножко обновился сайт :) А теперь все привыкли, подстроились и даже, я уверена, обнаружили массу плюсов. Просто ко всему надо подходить здраво. Не сомневаюсь, что у родителей, занимающихся детьми разумно, и сейчас в "эпоху google" будут вырастать вполне вменяемые дети :)

Сообщение отредактировано Juliemiracle (2017-07-14 23:16:46).

2017-07-14 23:28:50

Juliemiracle

мир не рухнул

Да, но на ум сразу приходят темы для эссе типа The worst dangers created by humans ))) Мы ведь уже не один десяток лет на пороге, разве нет?

освободив свой мозг от необходимости запоминать тонны устной информации (что, кстати, думаю, было доступно не всем, а избранным), человечество смогло перенаправить эту энергию на что-то другое. Полагаю, сейчас уже никто не думает о том, чтобы "запретить письмо"

Можно ли назвать этот процесс "освобождением"?.... Это же было частью общей культуры, не думаю, что только избранным. Это все, конечно, философские вопросы, но что касается нашей темы, образования, то у вальдорфских школ, где чтение и письмо отодвигают как можно дальше, есть неплохие результаты в плане воспитания творческих нестандартно мыслящих личностей.

2017-07-14 23:38:46

Lipa,
я, если честно, не очень верю в то, что до изобретения письма все были такие творческие личности с целостным восприятием.
Lipa пишет:

Мы ведь уже не один десяток лет на пороге, разве нет?

Или так думаем :)
Lipa пишет:

Это же было частью общей культуры, не думаю, что только избранным.

Насколько я помню (не помню откуда :), именно избранным. Даже в цитате выше написано про учителя и учеников. Садился один такой с гуслями и повествовал. И в этом была его сила и власть. А вокруг собиралось стадо обычных людей.
Lipa пишет:

у вальдорфских школ, где чтение и письмо отодвигают как можно дальше, есть неплохие результаты в плане воспитания творческих нестандартно мыслящих личностей.

И еще. Я не уверена, что всех надо воспитывать творческими и нестандартно мыслящими личностями. Таких людей не может быть много в обществе и не для каждой профессии это подходит. Я бы сказала, что что ИТ, кстати, углубляют это расслоение. Те, кто имеют склонность к нестандартному мышлению и пр., получают возможность культивировать это более разнообразными и изощренными способами, а те, кто не имеют, как и во времена гладиаторов стремятся к простым развлечениям а-ля "хлеба и зрелищ".

Сообщение отредактировано Juliemiracle (2017-07-14 23:40:12).

2017-07-15 00:27:19

Juliemiracle

Я не уверена, что всех надо воспитывать творческими и нестандартно мыслящими личностями.

Так большая часть людей не хочет и не захочет никогда, по течению плыть удобнее и приятнее, да, и гос.заказа на это нет и быть не может, все как в выше упомянутой книге (Гатто). Но так ли это хорошо в целом для человечества - вопрос.

я, если честно, не очень верю в то, что до изобретения письма все были такие творческие личности с целостным восприятием.

Ответ на этот вопрос лучше оставить специалистам, в любом случае, он не для пятиминутного исследования.

2017-07-15 00:58:14

Lipa пишет:

Но так ли это хорошо в целом для человечества - вопрос.

Не знаю... Во-первых, творческий и нестандартно мыслящий не = хороший человек, он может быть и негодяем. В таком случае его креативность будет способствовать умножению зла в этом мире. В то время как в голове у посредственности с низким уровнем морали будут бродить какие-то туманные мысли, но не будет идей о том, как их реализовать.
Во-вторых, такие люди часто еще имеют и лидерские качества или, как минимум, способность генерировать и продвигать идеи. Если все будут такие, то кто будет исполнителем?
В любом случае, это все гипотетические рассуждения. Мы развиваемся так, как развиваемся: это не поставишь на паузу и не перемотаешь назад.
P.S. Это не значит, что об этом неинтересно поговорить. А то все выбор учебников да проблемы с посещаемостью :)

2017-07-15 15:42:59

Проводить параллели, конечно, всегда очень интересно. Но когда речь заходит о столь разнящихся во времени периодах, а именно современном мире и "дописьменном", надо быть аккуратней в сравнениях. Это же совершенно разный культурно-исторический контекст, разные уровни развития сознания. Я считаю, что это всё можно изучать и оценивать только феноменологически, а не в формате "хуже-лучше".

Например, утверждение о том, что "устные народы имеют уникальную способность запоминать и удерживать в памяти колоссальное количество информации" кажется мне весьма неоднозначным, хоть я и не умаляю их способностей.

Например, стоит отметить тот факт, что эти народы вообще не имели в своём распоряжении такого огромного массива информации, с которым сталкивается современный человек. Они не тратили лишней энергии на отбор и анализ поступающей информации (а на это тратится о-очень много умственного ресурса), не было никаких "информационных шумов", им не приходилось выбирать, что запоминать, а что нет. Значительно меньше была доля информации, так скажем, фактологического характера, с которой мы имеем дело сейчас в больших объёмах. К тому же то, что они запоминали - будь то история народа, сказки, мифы, легенды, религиозные тексты - обычно "мусолилось" по кругу в течение всей жизни.

Современный человек, в принципе, не так уж "плох" :) Я свою память считаю весьма среднестатистической, но если мне вот прямо сейчас обрубить приток любой новой информации, в моей голове уже содержится тонна всего, что вполне, я считаю, может посостязаться в объёме с тем, что содержалось в голове "дописьменного" человека.

Замечу, что среди того, что я помню, есть немало того, что я помню именно наизусть (ну или очень близко к тексту). Я помню весьма немало стихотворений, уйму детских сказок. Я могу рассказать почти все древнегреческие мифы и много других. Я знаю наизусть все необходимые мне религиозные тексты своего вероисповедания (а их немало). Конечно, большую часть этого я усвоила визуально, но о качестве памяти это ничего не говорит.

К слову, о визуальном и аудиальном. Сейчас больше востребован визуальный канал восприятия, но это не значит, что аудиальный атрофировался. При необходимости он довольно бодро включается. Я помню, у меня в институте была одна преподавательница, которая запрещала нам записывать лекции. Она считала, что это снижает уровень концентрации на том, что она говорит, и не даёт погрузиться в процесс. И ничего, прекрасно всё запоминалось. Многое помню как вчера - практически запись с её голосом в голове крутится.

Или вот, например, я тут решила какое-то время назад, пока я в здравом уме и трезвой памяти, записать всё, что я знаю об истории своей семьи. Именно вот то, что я только слышала - по рассказам прадедушек и прабабушек, дедушек и бабушек, родителей. Пишу потихоньку, уже на маленькую книгу потянет - страниц 200 с лишним накатала.

2017-07-16 18:48:45

Juliemiracle пишет:


я, если честно, не очень верю в то, что до изобретения письма все были такие творческие личности с целостным восприятием.

Lipa пишет:


Ответ на этот вопрос лучше оставить специалистам, в любом случае, он не для пятиминутного исследования.


В определённом смысле оно действительно было более целостным. Вопрос в том, в каком контексте и за счёт чего.

Существует, например, такая система взглядов на мышление и психическое устройство примитивных народов (преимущественно берущая корни во французской школе социальной антропологии и направлении аналитической психологии), суть которой, если рассказывать совсем просто и вкратце, можно свести к следующему.

Каждый отдельный человек обладал весьма неразвитым индивидуальным сознанием (с точки зрения современного человека). Он очень слабо отделял себя от явлений окружающей среды и от общности, в которой он проживал. Считается, что психике современного человека свойственны некоторые архаические черты, и на примере некоторых их проявлений можно примерно представить, как оно было. Я, думаю, каждый может вспомнить пример, когда какой-нибудь человек очень тесно связан с некой общностью (субкультурной, политической и т.п.) и практически не идентифицирует себя вне её (такие люди даже часто в разговоре употребляют "мы" вместо "я"). Сюда же можно отнести эпизодические переживания сильного ощущения единства с какими-либо коллективами или людьми: на митинге, концерте, во время исполнения какого-либо религиозного ритуала, при сильной влюблённости.

И, грубо говоря, вот это всё было для примитивного человека обычным состоянием. Можно предположить, что такое размытие собственных границ и расширение их до других объектов теоретически может располагать к творчеству. Творчество, в принципе, отчасти предполагает, что творящий смог постигнуть суть какого-то явления, процесса, вещи, путём переживания и "включения в себя". Впрочем, творчество примитивных народов можно назвать коллективным. Что устно-литературное, что музыка - всё это создавалось, дополнялось и трансформировалось кучей людей.

Войдите или Зарегистрируйтесь, чтобы добавить сообщение.