ФорумРусский язык
Разобрать слово по составу

2009-08-18 01:25:20
Екатерина

Гость

Помогите пожалуйста разобрать по составу следующие слова:
Разыгравший
Переводчик
Стержневой
Проскакивая
2009-08-18 10:53:39
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Пожалуйста, приводите свои варианты. А также обязательно сообщайте, для каких целей разбор делаете (немного разные решения для третьеклассника, для экзаменов (каких опять же), для студента филологического факультета, пр.)

Давайте я начну:
(раз)-{ыгр}-<А>-<вш>-[ий]

...(раз) — приставка
...{ыгр}//{игр} — корень, фонетические чередования
...<А> — глагольный суффикс (игр-<А>-ть)
...<вш> — суффикс причастия прошедшего времени

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ последовательность (вариант):
игр-А-ть + (раз)=> разыгр-а-ть + <ВШ> => разыгравш-ий
=======
Давайте сюда ваши варианты — разберем.
Просто так (без вашего участия, без вашего вклада, не понимая, в чем именно вы видите сложность, анализируя эти слова) выполнять задания, на мой взгляд, в лучшем случае бессмысленно.
2009-09-03 16:45:13
Вика

Гость

помогите разобрать по составу слово-подснежники
2009-09-03 17:01:58
tja

Гость

Вика, боюсь, Leda уже устала повторять одно и то же. ))

Пожалуйста, приводите свои варианты. А также обязательно сообщайте, для каких целей разбор делаете (немного разные решения для третьеклассника, для экзаменов (каких опять же), для студента филологического факультета, пр.)

Давайте сюда ваши варианты — разберем.
Просто так (без вашего участия, без вашего вклада, не понимая, в чем именно вы видите сложность, анализируя эти слова) выполнять задания, на мой взгляд, в лучшем случае бессмысленно.

2009-09-04 03:34:10
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Вика

помогите разобрать по составу слово «подснежники»


Помогаем:
снег --> снеЖный (чередование Г/Ж)
находящийся ПОД снегом -- {*подснежный}
цветок, растущий под снегом -- подснежник
==========
корень можете выделить?
2009-11-17 11:26:41
Наталья

Гость

Разбор слова по составу (ученик 5-го класса гимназии)

Трудности с определением корня. Помогите пожайдуйста.
2009-11-17 14:46:51
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Наталья

Трудности с определением корня. Помогите, пожалуйста.

Уточните, какие именно задания вызывают трудности, какие даются легко.

Дать общие рекомендации, да так, чтобы еще и помогло, вряд ли получится.

Чтобы найти корень, нужно сначала найти окончание, затем суффиксы и приставки (если есть). Вот то, что останется в результате этих операций, и окажется корнем.

Так что трудности не столько в поиске корня, сколько в умении послойно снимать те элементы слова, которые позволяют этот корень оголить и опознать.
2009-11-17 15:45:12
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Никогда, даже в самых прозрачных случаях, когда корень сам в глаза бросается, идти от корня нельзя.

1.
Первое, с чего начинаем морфемный разбор (разбор слова по составу, по морфемам), — определение части речи. Если с этим проблемы, придется позднее восстанавливать этот навык задним числом.

2.
Поиск окончания у изменяемых частей речи. У ВСЕХ изменяемых ЧР окончание обязательно есть — либо проявленное (кошк-е, повидл-ом, к стол-у, о домик-е), либо т. н. нулевое (стол-Ø, домик-Ø, собачий-Ø).

Внимание! У неизменяемых ЧР окончания НЕТ (ни нулевого Ø, ни проявленного), но при разборе этот этап обязательно осознаем и никакого значка окончания не ставим. При устном разборе оговариваем, что слово не имеет окончания, так как является неизменяемой ЧР (наречием, деепричастием, др.)

Псмотрите, как ребенок понимает окончание, умеет ли его опознавать. Это после небольшой практики дело самое нехитрое, но дети часто считают, что окончание — просто какой-то кусочек слова в его конце. Оно, конечно, чаще всего так, но есть варианты.

Попробуйте дать ребенку простые слова разных частей речи (и изменяемых, и неизменяемых) на нахождение окончания. Если с этим проблем нет, можно идти дальше.

=====

К сожалению, других способов осмысленного отыскивания корня, не может быть — только послойно, только с анализом отсекаемых морфем. Идти следует от самого простого к чуть более сложному, убедившись, что с простым полная ясность. И так по нарастанию сложности. Тогда весь анализ проходит в свернутом виде за секунды, но какое-то время нужно потратить на накопление опыта быстрой обработки любого слова.

Повторюсь, без знания того, на каком этапе застревание (и в каких именно случаях), боюсь, ничего более конкретного сказать не удастся. Так что, если собираетесь ребенку помогать, сообщайте детали. Разберемся..:)
2009-12-16 15:10:51
Дмитрий

Гость

Помогите пожалуйста разобрать слова по составу: конечно,посреди
2009-12-16 15:50:55
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

а свои варианты?

Если КОНЕЧНО кратк. прилагательное (от КОНЕЧНЫЙ), это одно,а если вводное слово -- другое совсем.

В прилагательном выделяете окончание -О- (по аналогии с конеч-н-ы, конеч-н-а); если вводное слово -- нет окончания, можно считать целиком корневым.
2009-12-22 17:50:35
Аня

Гость

Помогите определить чем является "а" в слове двадцать, если "дв" - корень, "дцать" - суффикс?
2009-12-22 18:24:17
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Аня

чем является "а" в слове двадцать, если "дв" - корень, "дцать" - суффикс?

Интерфиксом является, т. е. частью слова, у которой в отличие от морфем нет ни грамматического, ни словообразовательного значения. К интерфиксам относим:
а) соединительные гласные (овц-е/-бык, желез-о/-бетон, сабл-е/-видный, тр-ех/-летний, дв-ух/-метровый, тр-е/-угольный, пят-и/-летний, etc)

б) части слова между производящей основой и суффиксом: дв-а/-жды, тр-и/-жды, одн-а/-жды, четыр-е/-жды; дв-е/-надцать, тр-и/-надцать, тр-и/-дцать; фильм-о/-тека, карт-о/-тека

и некоторые другие вставочные элементы внутри слова, которые не обнаруживают значений, свойственных морфемам (чуд-ec/-a, америк-ан/-ский, шоссе-й/н-ый; кино-ш/никБ март-ов/-ский)
2010-01-12 20:44:28
Татьяна

Гость

помогите пожалуйста срочно разобрать слова: шахматистками, любителей, перелезут (от чего образованы, из чего состоят).
2010-01-13 03:47:56
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

??
Кому срочно? Это важно для ответа.
И почему без своих вариантов?
И зачем вдруг так срочно? (могут быть исключения, но в целом нужно приводить свои варианты, объяснять, в чем именно сложность: нужно сообщать, какой это уровень (пятый класс, седьмой, подготовка к ЕГЭ, студент (какого курса, факультета), проч.) А то вдруг "подайте мне срочно."


Надо бы в правила форума ввести (в русской части).
=====
шахматист-к-ами, люб-и-тел-ей, пере-лез-ут

Это начерно -- чтоб на всех попытаться угодить. Но толку от подобных вопросов-ответов, поверьте, никакого. Это если, конечно, вы хотите чему-то научиться.

Впредь будьте конкретнее.
2010-01-14 15:58:23
Анюточка

Гость

помогите разобрать слово обезьяна
2010-01-17 17:33:10
Машка

Гость

Кто может помочь разработать алгоритм для нахождения в слове (существительном) окончания? Пожалуйста...
2010-01-19 03:53:39
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Машка

Кто может помочь разработать алгоритм для нахождения в слове (существительном) окончания?

А чего тут разрабатывать? Прогоняете свое существительное по всем падежам и отмечаете тот хвостик слова, который откликается на падежные вопросы изменением. Этот хвостик (в любом своем инварианте) и будет окончанием.

мандарин (ед.)/мандарины (мн)
И....(мандарин????//мандарины????)

Р.... (чего?) мандарин-а/мандарин-ов
Д.... (чему?) мандарин-у/мандарин-ам
В.... (что?) мандарин-Ø/мандарин-ам
Т.... (чем?) мандарин-ом/мандарин-ам
П.... (о чем?)(о) мандарин-е/мандарин-ам

Та часть слова, которая остается при склонении неизменной, является основой слова, а то, что изменяется (выделено жирным) -- (падежными) окончаниями.

Заметим, что если существительное изменяемо, то окончание у него принято отмечать даже тогда, когда формально оно не выражено. В этом случае мы говорим о нулевом окончании . Т. е. мандарин кислый выделяем нулевое окончание мандарин, лежит мандарин -- аналогично.

Выбор мандарин-а навеян крышедробительной песенкой, которая все 14 дней из каждой машины слышалась раз по пять на дню: "...запах *мандарин из любых витрин".

====


Нормативными считаются формы на -ов в словах: помидор-ов, абрикос-ов, томатов, апельсин-ов (но: баклажан и баклажан-ов).
2010-01-19 03:57:13
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Leda

В.... (что?) мандарин-Ø/мандарин-ам

Исправить:
Вин. .... (кого?/что?) мандарин-Ø/мандарин-ы
Анюточка

помогите разобрать слово обезьяна

В чем сложность?
2010-01-19 04:10:08
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Ежели кто хочет в этой ветке получить адекватный ответ о составе слова, будьте добры намекнуть на уровень, цели и (если есть возможность) предложить свои варианты. Это в ваших интересах:))
2010-01-20 02:43:40
Мила

На форуме с 05.08.2007

Сообщений: 11214

Ежели кто хочет в этой ветке получить адекватный ответ о составе слова, будьте добры намекнуть на уровень, цели и (если есть возможность) предложить свои варианты. Это в ваших интересах:))

Доколе?!
А воз и ныне там...
2010-01-25 18:12:17
Ксения

Гость

7 класс.
Помогите, пожалуйста!
Слово "предел" и "определиться" однокоренные???
Если нет, то от какого слова образованно слово "определиться" и как его проверить??
2010-01-26 00:51:28
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Ксения

Слово "предел" и "определиться" однокоренные???

Однокоренные. Однокоренными также являются слова определить, определенный, определитель, определение.).


ОПРЕДЕЛИТЬ
С точностью выяснить, установить.
Определить болезнь

Образовано от "предел" (= граница). Первоначально – “установить предел, границы чего-либо”.
2010-01-26 15:01:46
Ксения

Гость

Огромное спасибо!
2010-01-26 21:56:25
st1m

Гость

помогите разобрать слово (уголь)по составу please!!
2010-01-31 20:05:06
Александра

Гость

здравствуйте, я учусь в 5 классе. помогите, пожалуйста разобрать по составу слово УСНУЛО. я не могу понять, корень - просто "с" или "сн"? потому что если ПРЫГНУЛО, ХРЮКНУЛО, БУМКНУЛО - там же "н" - суффикс?
2010-02-01 01:24:57
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Александра
корень -сон-//cн (сон-Ø, во сØн-е, в сØн-ах)
[за/с(н)/(н)у́/ть]
наложение морфем (-н- относится и к корню, и к суффиксу)

Аалогично:
обман-Ø => обман/(н)у/ть
2010-02-02 17:22:30
Арина

Гость

разобрать слово ЛЕГКО по составу
2010-02-02 18:28:12
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

Арина

разобрать слово ЛЕГКО по составу

Как всегда, сначала ваши сомнения или варианты, потом уже наше "а ну-ка разобрать быстро".
2010-02-03 16:18:46
поляша

Гость

помогите разобрать слова....
столица, Приморье, последовательность, продавщица, исчезнувший, заместитель, безыскусный, искусственный
2010-02-03 19:14:51
Leda

На форуме с 03.04.2004

Сообщений: 5524

поляша
Мы обязательно поможем.
Только сначала выполните наши простенькие условия: ваши варианты, ваши сомнения, ваши проблемы по теме.

Эта тема находится в архиве. Добавление новых сообщений невозможно.
Чтобы создать новую тему в разделе «Русский язык», начните с этой страницы.

Новости сайта

20 сентября 2014 г.
Обновлены частые вопросы и ответы форума. Новых вопросов: 7, обновленных вопросов: 8. Полный список сегодняшних обновлений FAQ для изучающих английский язык доступен на этой странице.