Когда надо учить язык?

2005-11-18 15:13:05

Одна голова хорошо, а две - лучше. Хочу собрать мнения по теме ...

Меня, как преподавателя, часто справшивают, когда же моему сыну/дочке надо начинать учить язык. Было время, когда я, without hesitation, отвечала - ".. Как в отечественной (Л. С. Выгодский, С. И. Рубинштейн), так и в зарубежной психологии (Б. Уайт, ДЖ. Брунер, В. Пенфильд, Р. Робертс, Т. Элиот) есть данные о том, что ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется примерно с 1,5 до 9 лет. Физиологи считают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом." (Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. - Л.: Медицина, 1964. - С. 217.)" - так меня учили в институте...

Однако, потом меня стали мучать сомнения - так ли это? Есть много примеров, я почему-то вспомнила Рассказ Garans, когда взрослые люди начинали учить язык и добивались хороших результатов. Такие люди учили язык сознательно, а не из-под палки родителей. Для ребенка 6-7 лет подготовиться к CAE займет, как минимум 8-9 лет, а как правило 10-12 лет.
Взрослый же человек может достичь того же уровня за более короткий срок, при том, что оба живут не в стране изучаемого языка и оба начинают с нуля...

Так почему же многие стремятся начать обучение своих детей с детства? Может быть родители переносят свои личные желания на детей? Не знают, чем бы еще занять ребенка? За компанию? Все родители так делают, а мой ребенок что - хуже?

Может быть надо подождать (я опять говорю о российских условиях) до того момента, когда ребенок более-менее осознанно сам сделает выбор в пользу изучения а.я.? Когда будет понятно, куда поступать и что сдавать? или когда язык понадобиться для работы?

2005-11-18 16:30:38

Ultra
Позвольте встречный вопрос - а чему учить 7-10 летних детей, как не языкам (я бы еще музыку добавила, что-то типа моделирования и основы естествознания). Неужели другие науки в этом возрасте более подходящий объект внимания? По поводу успехов изучения языков и возраста -приведу пример. У меня рядом с домом китайская школа-интернат, я долго мучалась: не определить ли детей туда - там китайский и английский с 7 лет и помногу. Но все-таки не решилась - слишком
это далеко от интересов гармоничного развития ребенка. И вот китайский догнал нас в университете. В результате: за 3 месяца учебы дочь в 17 лет освоила программу 2 лет начальной китайской школы. Конечно, пока большие проблемы с произношением. Но через 3 года я думаю их совсем не будет.

2005-11-18 16:50:55

Ultra

Мне кажется что вы отчасти сами отвечаете на ваш же вопрос когда оговариваетесь о росийских условиях. Ведь то, когда нужно начинать учить язык, напрямую зависит от условий.

Длительность сенситивного периода характеризуется примерно с 1,5 до 9 лет. Физиологи считают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью.


Это бесспрорно и в благоприятных условиях отлично работает при изучении иностранного языка.
Подруга моя, которая переехала в Лондон с ребенком, говорит, что все дети ее друзей (таких же иммигрантов) в возрасте 5-7 лет которые ходят в школу или детский сад предпочитают между собой общаться на английском чем на своем родном языке. Ее сын (6 лет)может общаться на русском, польском и английском. Причем смена языка происходит автоматически в зависимости от того с кем он разговаривает. Думаю, что врядли бы это происходило, если бы они просто жили в России и водили бы его на курсы иностранного 2 раза в неделю.
У взрослых, конечно, обучение иностранному языку так легко и самопроизвольно не происходит, но зато взрослые берут мотивацией и могут долбить язык добиваться определенных успехов даже если у них толком нет практики общения на изучаемом языке.
Так что получается что все изыскания ученых относительно человеческого мозга могут по разному работать в разных условиях :)

2005-11-18 21:36:54

Мне кажется, что ключевое слово здесь - "надо".
Приходит в голову три ситуации, когда "надо":
1. Семья собирается эмигрировать
2. Ребенка планируется отдать учиться в школу, где на вступительных экзаменах надо продемонстрировать освоенной школьной программы.
3. Дрессируется ребенок "с прямой спиной", тремя языками и прочим светским набором в анамнезе.
В любом другом случае, - любой язык успешно освоится в 12, 13 или 15 лет.

2005-11-18 21:40:18

Lu

Позвольте встречный вопрос - а чему учить 7-10 летних детей, как не языкам

-- рисование (2-3 раза в неделю), танцы (2-3 раза в неделю), музыка (3-5 раз в неделю), бассейн (не мнее одного раза) + школа 5-6 раз в неделю по пол дня. А тут еще и английский?
indecisive
Ну так КОГДА в российских условиях надо начинать учить английский? Из Вашего поста мне не понятно.
- не все родители уверены, что при поступлении в ВУЗ понадобиться сдавать язык
-- не все хотят/могут иммигрировать
--- не все могут материально позволить себе занятия с репетитором, но если уж есть объективные причины, что пора начинать брать частные уроки, то родители изыщут средства...

2005-11-18 21:45:57

Lu,
в общем - много чему можно учить ребенка в этом возрасте.
Время не резиновое, если ребенок не на хоумскулинге, то остается его свободного не так уж много. Пытаюсь вспомнить, на какие кружки ходят дети моих друзей в этом возрасте: балет, джаз, музыка, плавание, игра в бридж, применение логики в дизайне окружающего мира (я криво название кружка перевела, я знаю), шахматы. Все это очень неплохо развивает ребенка. Чем же изучение языков важнее?

2005-11-18 22:12:03

Ultra
Наверное ответ на этот вопрос зависит от амбиций кокретных родителей. Потому что понятно, что если родители пожалеют денег на репетитора когда их ребенку 2-9 лет, то это не значит что чадо их навсегда потеряет шанс выучить английский. С другой стороны если наймут ребенку репетитора, то это никак не повредит его развитию и даже наоборот.
А вот когда ребенок заговорит на английском зависит не только от возраста, но и от многих других обстоятельств. Репетитора, методики преподавания (и как следствие заинтересованности ребенка), отношения родителей и конечно от особенностей самого ребенка.

2005-11-18 23:43:58

Итак, у меня ученики в условиях российской действительности. Для детей и их родителей важно:
1. получать хорошие оценки в школе
2. тратить поменьше денег на занятия
3. дать язык в объеме, необходимом для выживания в России
4. два-три года заниматься перед поступлением в ВУЗ
Может быть еще что-то?

А во сколько лет вы сами начали учить язык?
Почему?
Что вам нравилось делать, связанное с изучением языка?

Я, напрмер, начала учить язык в 5ом классе, но до 7го это было как в тумане. В конце 7го класса мне, круглой отличнице, за год поставили четверку! Мне нашли репетитора. Репетитор, оказалось, готовит к Инязу. Поступать в Иняз я не планировала, но другого хорошего репетитора не было, и я пошла ... Репетитор раскрыла бездну моего незнания, и я взялась за язык. Она мало требовала, но давала много дополнительного ("Посмотрите, можете сделать, если найдете время ...") Я помню, что всегда делала дополнительные задания и почти никогда не была готова по основным. Она была чловеком рассеянным, что позволяло ученикам немного обманывать ее, утверждая, что нам она почти ничего не задавала. В итоге, я поступила в Иняз, так как не смогла найти ничего другого куда я бы могла поступить сама, и где бы язык изучался глубоко и основательно. На первом курсе у нас не хватало преподавателей по многим дисциплинам, но по языковым (практика речи, фонетика, и пр) нашли профессоршу из Баку. Она плохо знала русский, так что общались мы с ней на английском 24 часа в неделю. Это самые светлые мои воспоминания ...

А у вас?

2005-11-19 00:55:38

B школе у меня всегда по английскому были трояки (Да и то, кажется потому, что я была редактором всяческих стенгазет и частенько оформляла английский класс после уроков. За каждый постер ставили пятерку так у меня была возможность покрывать двойки). И не то что было трудно учиться, просто неинтересно как-то.
Лет в 18 я отчаянно интересовалась языком жестов и сурдопереводом, познакомилась с девушкой из Америки, которая работала переводчиком на американский язык жестов. При встречах мы общались жестами, но впоследствии чтобы переписываться нужен был английскийи я пошла на курсы. Бонк, инженер Петров и все такое.
Вообщем через год я прекрасно делала упражнения из учебника и часто писала письма.
Еще через год та самая подруга-сурдопереводчица всетаки выбралась ко мне на несколько месяцев. Мы жили в одной комнате и я имела много практики и почувствовала что я действительно хочу говорить по английски.
Вообщем несколько лет я улучшала свой английский в основном с помощью переодической практики и писем и наконец созрела до учебы в языковой школе. Грамматика у меня была не очень, но болтала я отчаянно и без умолку, так что уровень мой определили между intermediate и upper-intermediate. Занятия с носителями показались мне райским наслаждение по сравнению с курсами по Бонку.
Что мне нравилось?
Непринужденная обстановка, ролевые игры, дебаты на различные темы. Нравилось когда я видела заинтересованность преподавателей и то как серьезно они готовились к занятиям учитывая наши потребности, не просто гоня программу. Вообщем помимо мотивации я почувствовала что это может быть удовольствием.
Сейчас готовлюсь к САЕ (хочется иметь иметь какое-нибудь подтверждение знаниям)
Посмотрим что дальше...

2005-11-20 02:41:21

Меня еще посетили мысли, делюсь...

Если мы рассматриваем изучение языка для ребенка как удовольствие, то почему бы его не растянуть? Если как насилие, тогда надо сократить срок обучения.

Далее, знание языка ничего не гарантирует, но дает
1. бОльший выбор/возможностей в области ВУЗовского образования и послеВУЗовского, а также при устройстве на работу +
2. доступны программы обмена студентов +
3. бОльший выбор/возможностей при использовании Интернета
4. бОльшую свободу в турпоездках заграницу

Более того, если хочешь поступить в ВУЗ типа ГУУ, ВШЭ, МГИМО, ИнЯЗ, МЭСИ и пр на фак-ты, где английский - профильный и его надо сдавать при поступлении, то учить язык надо с 1-2 класса усиленно (по 2-4 часа с репетитором, и даже спецшколы будет недостаточно)

2005-11-20 10:22:17

А как правильно: профильный или профилирующий, нет мне оба слова не нравятся. Как нужно правильно сказать? по русски?

на фак-ты, где английский - профильный ...

2005-11-20 10:41:49

Ultra
На Грамоте.ру присутствуют оба варианта. Причём в толково-образовательной части только "профильный" - соответствующий профилю.

Скорее всего, возможны оба варианта с небольшой разницей в значении (которая практически может игнорироваться).

"Английский язык был профильным на нашем факультете, наряду с французским." - соответствующим профилю филолога, например.

"Английский ввели как профилирующий предмет вместе с образованием факультета лингвистики" - образующий соответствующий профиль специальности лингвиста.

2005-11-21 09:47:40

Ultra

-- рисование (2-3 раза в неделю), танцы (2-3 раза в неделю), музыка (3-5 раз в неделю), бассейн (не мнее одного раза)

Это Вы перечислили занятия, а я про знания (исключу лишь музыку - это достойная альтернатива языку). Кроме того, всем этим надо, по-моему, заниматься лет с 3-4. А в 8-10 ребенок или этим продолжает заниматься, или ему уже не интересно.
Lena

Пытаюсь вспомнить, на какие кружки ходят дети моих друзей в этом возрасте: балет, джаз, музыка, плавание, игра в бридж, применение логики в дизайне окружающего мира (я криво название кружка перевела, я знаю), шахматы. Все это очень неплохо развивает ребенка. Чем же изучение языков важнее?

Но это все развлечения. В старой народной педагогике, насколько я осведомлена, считалось, что к 11-12 годам ребенок должен овладеть каким-то ремеслом. Я думаю, это правильно. Если к этому возрасту ребенок ничего не будет уметь, он вряд ли захочет напрягаться дальше, так и будет совершенствоваться во все более дорогостоящих развлечениях. Наблюдая некоторые знакомые мне семьи, я вижу какая огромная это проблема к 18-20 годам. Изучение языка( и родного, и чужого) очень полезно в 8-12 летнем возрасте во всех смыслах - и как приучение к труду, и как развитие способностей к коммуникациям, к пониманию других людей - в широком философском смысле, и для повышения собственной самооценки,и тд. и тп. Повторю то, что я много раз здесь уже говорила - я рассматриваю любые занятия с ребенком исключительно с позиций его личностного развития, а не для повышения конкурентоспособности в будущем и т.п. Может кому-то и совсем не надо изучать иностранный язык, ни в каком возрасте. И не надо думать. что время будет упущено. Именно в этом смысле я привела пример с китайским.

2005-11-21 12:29:04

Ultra

Длительность сенситивного периода характеризуется примерно с 1,5 до 9 лет. Физиологи считают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий.


Вот истина, вы сами ее сказали.. процитировали. :) Только я не согласен насчет того, что нужно так уж много "гонять" и заставлять. Этого совсем не надо, т.к. смысл занятий с 1,5 лет в том, что прививается чувство языка, а не знания. Знания набираются потом. У меня знакомый - преподаватель английского языка. Он учил двух своих сыновей с самого детства, даже чуть раньше начал, чем в 1,5. Сейчас (им около 20) они понимают носителей языка, разные фильмы на английском гораздо лучше, чем он!!!! Сами понимаете у него знаний гораздо больше, но..!!! А также отлично чувствуют те скользкие места в грамматике, над которыми даже профессионалам иногда нужно чуть подумать как правильно применить к.-л. время. В общем, главное - привить чувство языка, а все прочее - потом. И еще в этом возрасте нужно "налегать" на развитие восприятия, т.е. слушать всякие кассетки по английскому, смотреть фильмы (лучше сказки и мультики).
Кстати, потом уже дети начинают любить второй язык и с охотой им занимаются, потому что они видят, что понимают то, что учат и им становится интересно. Ведь спросите любого почему он не учит язык (кроме тех, кто не хочет, конечно). Ответы будут разные, но в итоге все сведется к тому, что это сложно и непонятно. Чего избегают дети, с которыми занимаются с раннего возраста.
Так что учите не бойтесь - хуже не будет.

2005-11-22 22:41:54

Что мне особенно нравиться в занятиях с малышами, что они постоянно делают для себя открытия, развиваются и не только в области языка. Например, они учатся хлопать в ритм (это довольно сложно и взрослому с первого раза), учатся разукрашивать и вырезать, учатся не перекрикивать партнера в песенке или считалочке, узнают, что в Англии дети в школу, в основном, ездят на спец.школьном автобусе, и многое многое другое. На каком еще занятии можно так всесторонее развивать ребенка?

За первые 3-4 года начальной школы дети набирают словарный запас по таким темам, которые взрослые часто игнорируют (игрушки, предметы быта, животные, сказки и сказочные герои, их действия и аттрибуты).

В эти лучшие годы дети могут выучить столько песенок/стихов, что опять же взрослым не столько не под силу, сколько уже некогда, так как взрослым приходиться заниматься грамматикой, подготовкой к экзаменам, теоретической фонетикой и пр.

А сколько радости, счастья и удовольствия малыши испытывают на уроке. Это еще сильнее заметно, когда у меня есть яркая противоположность - ученики 5х-8х классов.

2005-11-22 22:44:21

Но это все развлечения. В старой народной педагогике, насколько я осведомлена, считалось, что к 11-12 годам ребенок должен овладеть каким-то ремеслом.

Lu,
я совсем иначе оцениваю эти занятия. С моей точки зрения, ремеслом знание языка в 11 лет обеспечит не большим, чем умением играть в шахматы. Плавание развивает координацию и умение держаться в пространстве, шахматы и бридж - память и логику и т.д. Что до работы и умения трудиться - на занятиях тем же плаванием дети выкладываются ничуть не меньше, чем на английском. С моей точки зрения изучение языка в детстве помогает воспитать ту самую "гармонически развитую личность", но не больше (и не меньше), - чем многие другие занятия с детьми.

2005-11-23 09:01:43

Lena
Да я разве против плаванья? Я просто отвечала на поставленный вопрос, а именно

Так почему же многие стремятся начать обучение своих детей с детства?

Мои дети тоже и плавали, и танцевали, и в театральную студию ходили,и фортепиано мучали, и самолеты строили и много чего еще. Было бы желание и возможности.

2005-11-23 11:32:13

Ultra
Как я вам уже говорил почитайте в книге "Революция в обучении" Главная мысль нучить мир учится по новому. [www.thelearningweb.net] Эта книга есть и на русском, я с Москвы заказывал думал обманули на $30, но получил хотя задержкой. Вы тоже можите заказать.

2005-11-23 12:40:34

Ultra

Если мы рассматриваем изучение языка для ребенка как удовольствие, то почему бы его не растянуть? Если как насилие, тогда надо сократить срок обучения.

А другие варианты Вы не рассматриваете? Для меня язык -инструмент развития личности ребенка. И если этот инструмент не годится(сейчас и конкретно этому ребенку), то надо выбрать другой, только и всего.

Более того, если хочешь поступить в ВУЗ типа ГУУ, ВШЭ, МГИМО, ИнЯЗ, МЭСИ и пр на фак-ты, где английский - профильный и его надо сдавать при поступлении, то учить язык надо с 1-2 класса усиленно (по 2-4 часа с репетитором, и даже спецшколы будет недостаточно)

Всего этого тоже может быть недостаточно. А уж спецшкола - это вообще почти ничего не обеспечивает, уж поверьте.

Итак, у меня ученики в условиях российской действительности. Для детей и их родителей важно:
1. получать хорошие оценки в школе
2. тратить поменьше денег на занятия
3. дать язык в объеме, необходимом для выживания в России
4. два-три года заниматься перед поступлением в ВУЗ
Может быть еще что-то?

Все это важно ТОЛЬКО для родителей, а для детей исключительно в той степени, чтобы ублажить родителей. У детей другая мотивация, если они реально хотят заниматься языком.

А сколько радости, счастья и удовольствия малыши испытывают на уроке. Это еще сильнее заметно, когда у меня есть яркая противоположность - ученики 5х-8х классов.

А что такое с учениками 5-8 классов?

2005-11-23 14:55:09

Lu

Для меня язык -инструмент развития личности ребенка.

100% согласна.

У детей другая мотивация, если они реально хотят заниматься языком.

Какая? Из моих наблюдений (за собственным ребенком, так что статистика явно неполная) - развлечение + собственно желание знать как можно больше языков (спортивный интерес т.е.)

2005-11-23 19:43:03

Lu

А что такое с учениками 5-8 классов?

Я уже говорила, что в этом году у меня два мальчика из 5-го и 7-го классов, две девочки из 8-го. Хорошие детки, но только в глазах усталость от школьных занятий. На моих уроках они просыпаются, начинают втягиваться в игру, но все как-то нехотя.

Девочки у меня уже второй год. Т.е. в прошлом году они были в 7м классе. Они были "трудными" учениками (учились на тройки). А в этом году - повзрослели, накопили достаточный уровень языка, чтобы выражать свои мысли, чтение книг/статей стало легче, понимание фильмов и песен на языке намного легче, они испытывают чувство успеха и престижа, т.к. в классе они лучшие по языку. Главное, что родители и я и они сами отмечают, что они вцелом стали серьезнее относиться к учебе - поступление в ВУЗ не загорами (on the cards)

Возраст от 11 до 13 - сложный возраст для учителей. Дети чувствуют себя уже взрослыми, самооценка не соответсвует действительности. Дети перешли из начальной школы в среднюю и многие родители решают, что хватит "пасти" своих чад, перестают интересоваться их успехами. А на самом деле дети нуждаются в еще бОльшей поддержке. Многие дети говорят примерно так: мы устали учиться, надоело ...

2005-11-24 09:30:18

Ultra
Я не совсем поняла, что является проблемой - отсутствие энтузиазма, какое-то сопротивление обучению? невыполнение заданий? Они с Вами занимаются в группе или индивидуально? Если в группе, возможно они реагируют друг на друга, это их сковывает. Возможно они просто переутомлены или голодны? Может время занятий неудачное. У меня дочь "спала" на занятиях от 15 до 16 часов, поскольку ехала сразу после школы и голодная. Когда перенесли время на 20 час, все изменилось. Если нет желания учиться, может быть строить занятия как развлечение? У нас в школе были очень недовольны молоденькой учительницей, которая вместо Верещагиной на уроках разучивала песенки и разгадывала загадки. Но когда устроили проверочную работу из УО, оказалось, что дети из ее группы знают нисколько не меньше, чем из группы ее коллеги, где были задания на дом - по 18 листов писанины к уроку плюс куча всякого перевода.

2005-11-24 14:37:08

Lu

что является проблемой - отсутствие энтузиазма, какое-то сопротивление обучению? невыполнение заданий?

Если бы я точно знала ответ, то справилась бы с проблемой. Задантия выполняют от не все и не всегда. Причем, бывает так, что на уроке они умоляют дать им на дом послушать понравившуюся песню, хотят понять о чем она. На следующий урок приходят и сознаются, что не слушали и не переводили.

Как мне кажется у них отсутствие интереса к учебе. Они учатся индивидуально но им это не очень интересно. Ходят на занятия, потому что "надо", потому что понимают ценность знания английского языка, но это очень слабые мотивы. Тем более, что есть занятия поинтереснее - компьютерные игры, погулять с парнями...

Никто из них не голодный, график составляли в соответсвии с их пожеланиями. 60% занятия - чистое развлечение (кроссворды, пазлы, ролевые игры, и пр) + 40% учебы, но тоже не без элементов игры (я ведь еще малышам преподаю, так что опыт в игровых методах преподавания есть)
Эта тема находится в архиве. Добавление новых сообщений невозможно.
Чтобы создать новую тему в разделе «Как выучить английский язык», начните с этой страницы.