Что посоветуете начинающему преподавателю английского в ВУЗе?

Vivisectionist отвечает:

Gentle, but firm. Все разговоры "по теме" и не по теме" - на англ. Установите правила - не опаздывать, не отпрашиваться, и т.д. Помнится, с первокурсниками особых проблем не было, а вот второкусникам и далее пришлось внушать, что опаздывать нехорошо. Никаких нотаций. Ровно в 9 дверь аудитории запиралась на ключ изнутри. Опоздавшие томились до перерыва. Не хочу сказать, что у меня была железная дисциплина, могла отпустить, если студенту было плохо, но как ни странно, если студенты видят, что вы стараетесь для них, то нытье, болезни и ненужные разговоры как-то сами собой сходят на нет. За пропущенные занятия назначались отработки (время преподу оплачивал ВУЗ).

Vivisectionist отвечает:

Ах да. Еще отношение студентов сильно зависит от профильности ВУЗа. Если английский их основной предмет, с ними гораздо проще найти общий язык :)

AnnieD отвечает:

Главное, на мой взглад, создать четкую систему Ваших требований.
С позиции студента, ему должно быть ясно:
Что надо для того, чтобы в конечном итоге получить "зачет"?
Сколько уроков посетить/ сколько можно пропустить?
Сколько упражнений/домашних заданий сделать?
Сколько выучить слов/текстов и проч.?
Какие наказания за невыполнение?
Когда на самом первом занятии я оглашаю ответы на все эти вопросы, проблемы возникают только у тех, кто не появился ни разу.

Advanced отвечает:

Я сам студент, поэтому знаю, о чем вы (*_*)
Могу дать ценный совет -- не пренебрегайте постоянными мини-отвлечениями от темы для мотвации учащихся.
Любопытные случаи из жизни (и не только вашей), когда язык помог кому-то достичь небывалых высто в карьере, жизни вообще, рассказы про требования крупных корпораций к уровню влаения языком, примеры и случаи, когда ваши студенты достигали невиданных высот в уровне владения языком.

Обязательно нужно поощрять внеклассные занятия. Информируйте ваших студентов обо всем, что связано с языком -- интересные выстаки (вот скоро намечаются две, кстати), семинары с преподавателями "оттуда", презентации новых пособий самими авторами.

Расскажите им про Британский Совет, про его сущность и возможности, которые предоставляет своим членам.
попробуйте уговорить их хотя бы раз пойти туда, еще лучше -- записаться.

Никогда не брезгуйте НОВЫМИ пособиями. Поверьте, скучный (пусть даже и хороший в плане методики, лексики) учебник -- это преграда для многих немотивированных учащихся.
Если есть возможность, возьмите интересный курс общего английского из тех серий, что предназначены для курсов, постоянно приносите и показывайте им учебники более выского уровня.

Обязательно (!!!) ознакомьте ваших студентов со шкалой уровней влядения английским языком (можете скачать прям отсюда -- лучше нету). Лучший вариант -- рассказать им про кембриджские сертификаты. Расскажите им про "асовские" уровни (FCE -- это для простых смертных, САЕ и СРЕ -- для наиболее мотивированных из ваших студентов), попутно сообщая, что это действительно высший пилотаж (САЕСРЕ), но овчинка стоит выделки. Не забудье упомянуть, что выпускники с сертификатами САЕ/СРЕ (и знаниями соответсвущими, кончено) -- это потенциальные работники в иностранных или очень крупных отечественных компаниях.

Не забывайте уиспользовать слова типа "транснациональные", "с годовыми бюджетом свыше...", "зарплата работников которых колеблется от 2000$ до...страшно произнести", "хорошие условия для карьерного роста" и тд. и тп. .

Далее. Не пренебрегайте "автоматами". Поверьте мне, это стимул еще тот.

Приновите ксерокопии из разных учебных пособий. Особенно важен сам выбор тем -- нужны современные тексты, побуждающий говорить. Благо, сми нас в этом не обделяет. Взять, хотя бы, ту же Катрину...

Ставьте для своих студентов цели. И не только "зачет/экзамен автоматом".
Постарайтесь определить уровень каждого вашего студента по международной шкале и персонально объяснить, как и когда он сможет подняться вверх по этой "лестнице". можно даже дойти до того, что организвать стенд, где будет вывешен спиоск всех студентов по успеваемости. Фраза "первая тройка-- автомат, вторая -- плюс балл на экзамене" может изменить многое.

Урок должен быть активным. Не ипользуйте русский (кроме как в "отвлечениях") -- это портит всю атмосферу языка. Думаю, даже самые слабые студенты могут хоть как-то изъясниться на инглише.
Русский дает им шанс отмахнуться от необходимости хоть что-то делать.
Если группа сильная, исключите перевод слов и текстов на русский как таковой, только в редких случаях, когда фраза/слово не очень хороша понятна сквозь дефиницию на английском.

Поощряйте разделение класса на равномерно распределенные группы и давайте им задания по принципу case study. Это дает ощущение самостоятельности и возможности найти поддержку, тогда как в одиночку было бы страшно, скажем, прорабоать текст на 2 страницы и сделать какой-нибудь вывод, найти решение к проблеме и тд.

И, наконец, составьте план занятий наперед и разгласите его всем, чтоб понимали, что вот 5 числа будет тест, потом 12, 18 и тд. Это даст всем понять, что повлечет за собой тот или иной прогул.
А так, многие прогуливают, а потом хватаются за голову -- "Блин, если бы я знал!".

Вот и все мои мысли, напечатанные вразброс, как попало. Надеюсь, мои "советы" вам помогут. (*_*)

Ultra отвечает:

За несделанное домашнее задание в ВУЗе очень хорошо и просто действует следущее правило, которые вы четко объясняете студентам на первом занятии:
"Все домзадания фиксируются и отмечаются по системе зачет/не зачет или сдал/не сдал, а для допуска к зачету или экзамену в конце семестра по каждому домзаданию должен быть зачет, даже если отсутсвовал по уважительной причине целый семестр. В конце каждого месяца выделяется спец день для сдачи долгов"

Отсюда следует то, что не стоит давать д/з маленькими порциями (например, как в школе: Упр № 1 стр ххх, текст стр ххх прочитать и ответить на вопросы, составить диалог на тему ххх), наоборот надо давать крупными блоками, но не обязательно к следующему уроку (например, выбрать статью из газеты ххх, подготовить письменный анализ и устный доклад по прочитанному материалу к следующему вторнику) или (выполнить упр 1-112 по грамматике через неделю к зачетному уроку по теме Present Tenses)

Старайтесь творческие задания давать на дом (сочинения, доклады), а рутинные упражнения (ну не можем мы иногда без них обойтись) выполняйте на уроке. Если группа большая, старайтесь организовать парную работу. Тогда 1 пара студентов рассматривается как единица учебного процесса.

Я обычно перед самым первым уроком составляю список своих требований "Dos and Don'ts" (раздаю распечатанными и прошу поставить дома в рамочку на видное место)и регулярно провожу опрос (feedback) после серии уроков по теме (анонимно), это позволяет мне выяснить предпочтения группы, ее настроение, или просто создает у студентов чувство, что их личное мнение тоже важно.

Алена отвечает:

По поводу дом. заданий хотелось бы сказать, что злоупотреблять ими все-таки не стоит. Сама как преподаватель ин.яз. в финансовом вузе знаю, что задание - это не самостоятельное изучение того, что "двести раз" объяснялось на уроке, а то, что дает возможность применить полученные знания на практике. Поэтому раз месяц даю "глобальные задания" типа проектов по теме изучения, котрые затем хранятся у студентов в их т.н. portfolios и кто знает, вдруг пригодятся им на практике в будущей проф. деятельности.
Что касается дисциплины, то это всегда дилема. Либо студенты говорят, но, к сожалению, не только на английском и не только с преподавателем(мысли-то кипят), либо сидят себе тихонечко и ни о чем не думают.
Еще одна очень полезная находка. Приучайте студентов с первого дня к тому, что время, отведенное на диалогическую речь, предполагает иноязычное общение по теме, а не составление на бумажке искомого продукта. В это время вы перемещаетесь по аудитории, слушая их.

Другие вопросы по теме