Как обучать грамматике?

Anastasia отвечает:

Smartie

какими принципами вы пользуетесь, как "подаете" те или иные грамматические структуры?

Здесь столько составлящих, что двумя предложениями не ответить. Помимо возраста, нужно знать ещё и уровень, цели обучения, количество учеников в группе и насколько они мотивированы, количество часов в курсе в целом и в неделю в частности, технические возможности учебного заведения, ну и финансовый аспект тоже нельзя не учитывать. Короче, нужны input variables:) Я, бывает, вообще без всякой грамматики преподаю, особенно взрослым, а, бывает, что одной только грамматикой и занимаюсь, особенно с теми, кто к экзаменам готовятся. Но при этом, это всё же grammar through speaking, я очень люблю комбинировать lexical & situational-functional approaches.

indecisive отвечает:

Можно много спорить о различных методиках преподавания и их эфективности( по большому счету все они являются всемирным лингвистическим экспериментом:))
Мое мнение.
На начальных уровнях грамматика конечно нужна (мы же о взрослых, да?) Просто ее должно быть не много и он должна быть Black and White, без тонкостей.
По моему мнению, лучше когда грамматика вначале усваивается интуитивно, чем когда вы вначале даете сухие правила, а потом говорите:" А теперь посмотрите как эти правила применяются."
Если человек может из какого-то текста или упражнения сам выявить какие-то грамматические закономерности, то читая потом теорию он ее поймет лучше и больше вероятности что не забудет.

Всем известно, что лучше запоминать примеры чем правила. Поэтому лучше вначале давать простой пример и на его основании выявить правило, чем вначале дать правило, а потом на примерах показывать как оно работает.

garans
По поводу того что они могут неправильно понять и закрепить. А на чтож тогда учитель? Он же этим процессом руководит и в нужное русло направляет. И уж при закреплении материала всем неправильно понявшим тем более никуда не деться.

Anastasia отвечает:

Smartie

Конечно, можно просто исправлять ошибки (I am live. I am don't live. I like game. He like's, etc.), но сколько понадобится времени, чтобы ученики перестали их делать (я не говорю об абсолютной грамотности, to err is human)?


А вы разграничьте для начала устную речь и письменную. У вас четвёртая ошибка в списке орфографическая. А третье предложение грамматически привильно - Я люблю дичь. Здесь, видимо, вам нужно разграничить грамматические и лексические ошибки.

Говорение тоже по целям бывает разное, если for accuracy - тогда это drill, guided speaking, т.е. ученики составляют однотипные предложения соответственно образцу, отрабатывается конкретная грамматическая структура, все идеи должны быть подготовлены по возможности учителем, чтобы исключить жалобы, типа "а я и по-русски не знаю что-сказать", а также ошибки внутри словосочетания (артикли, предлоги, множественное число существительных, если вы отрабатываете времена глагола или порядок слов в предложении, например).

Если же цель - fluency, то исправлять ошибки нужно согласно пожеланию ученика (желательно delayed selective feedback). Самое же важное, это не задавать вопросы, для ответа на которые требуются в большом количестве слова/словосочетания и грамматика, которые не проходили или давно не повторяли.

Другими словами, строя урок, сначала нужно объяснить новую лексику/повторить пройденное, попрактиковать произношение того, что потребуется далее в активной фазе урока, затем послушать/почитать речевые образцы, после этого попрактиковаться в самостоятельном составлении предложений по образцу controlled-practice, и только потом переходить к less controlled-practice.

Anastasia отвечает:

garans
К сожалению, выполнение письменных упражнений не гарантирует избавления от ошибок в речи. Многие ученики даже возмущаются: "Что вы, дескать, меня исправляете, когда я говорю, ведь если бы написать надо было, я бы ни в жизнь таких ошибок бы не сделал." Вопрос Smartie, как я понимаю, как раз и заключается в том, как тренировать устную грамматику. Книги a la Murphy множатся на полках магазинов как грибы после дождя, но одно дело писать, а другое - говорить без ошибок.

Anastasia отвечает:

Smartie
Another practice activity type - изначательно требует времени, чтобы подготовить, но потом всё с лихвой окупается. Те же упражнения, которые делаются механически письменно, "разделываются" на карточки. На карточках с одной стороны напечатано предложение (иногда слово, словосочетание, а лучше всего - вопросительное предложение. В этом случае, заполнив пропуск, на вопрос нужно ещё и ответить) с пропуском или вариантами ответов, а с обратной стороны - правильный ответ. Тренировать можно всё, что угодно, особенно хорошо идут предлоги, времена, артикли. Карточки можно при повторении комбинировать - все темы вместе. Самое же главное преимущество - тренировка проходит устно в форме соревнования, требуется скорость. В этом собственно суть grammar through speaking.

Anastasia отвечает:

garans

Разбирая примеры, они показывают, как увязаны между собой части предложений и диалогов в том или другом случае.

Все хорошие учителя - и "новые" и "старые" - это делают. Но если вы понимаете объяснения, (а большинство людей понимают, когда им приводишь примеры, даёшь образцы и т.д. Письменные упражнения по грамматике помогают развитию навыков грамотного письма.) это отнюдь не означает, что говорить вы будете правильно. Скорее будет множество ошибок и бесконечные жалобы: времени мало; и по-русски не знаю, что сказать; да я вообще без ошибок пишу, это так, погода, наверно, влияет сегодня; да что это со мной сегодня?; да знаю, знаю я это правило, не надо мне его ещё раз объяснять, просто у меня язык сегодня не ворочается, и т.п.

Чтобы говорить правильно, нужно много говорить, слушать и повторять, заучивать наизусть и пересказывать, а не писать. Единственное "но": нельзя путать монологическую речь с диалогической. Если вам нужен разговорный английский, то практиковать его нужно в форме вопросов и ответов (реплик и комментариев, мини-диалогов), а не пересказов больших статей и рассказов.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Размещено в категориях:

Другие вопросы по теме