Как учителю и репетитору работать так, чтобы ребенку польза была?

Ness отвечает:

Хочу написать одно, как репетитор. Никогда не читаем наперед тексты из школьного учебника. Никогда не делаем наперед задания на грамматику из того же учебника. Те же правила и темы закрепляем упражнениями из других источников. Мне, как репетитору, нужно сделать так, чтобы ребенку было интересно не только на моих занятиях, но и (хоть чуть-чуть) в классе, чтобы он там не зевал и не кричал "мы этот текст читали 6 раз". Пусть правило будет пройдено уже давно, НО закреплено на других материалах. Тоже самое с текстами. Поэтому в такой ситуации, я считаю, виноваты репетиторы, которые не могут потратить свое время, чтобы найти дополнительный материалы. Идут по легкому пути, так сказать.
Совет, думаю, будет понятен :) От обратного. Репетиторам оставить в покое несчастный школьный учебник и обращаться к нему только при выполнении дз и корректировании учебного процесса.

K отвечает:

Ness
полностью поддерживаю. сама работаю и как учитель, и как репетитор. как учителю мне весьма не нравятся замечания вроде "а мой репетитор сказал что это не так, а вот так вот" (мол, чему вас там в школе учат, все неправильно). как репетитор, сама таких замечаний никогда себе не позволяю, даже если не согласна с методикой преподавания школьного учителя. и по школьному учебнику никогда с детьми не занимаюсь, и задания наперед не делаем - я ведь в школе детей ругаю за выполненные вперед задания, так почему должна своих частных учеников подстраховывать таким образом? я их должна научить так, чтобы они отвечали и делали задания в классе нормально, а не проходить это наперед.

IrinaM отвечает:

Интересно, зачем они вообще один текст по 5 раз читают с репетитором? :) Я в школе не работаю, но со своими учениками тоже никогда не занимаюсь по школьному учебнику, только если просят помочь с домашним.

А по поводу замечаний, тоже стараюсь не комментировать, но иногда вынуждают. На днях одна ученица прочитала в школе "owl" как "аул", учительница её поправила "оул", девочка сказала "а мне репетитор говорила, что так надо". В ответ услышала грубым тоном фразу "Пусть твоя репетитор почаще в словарь заглядывает! Научат непонятно чему, переучивай вас потом!" No comments! Нашли, конечно, с девочкой это слово в словаре, прочитали по транскрипции, послушали, как звучит. И что после этого объяснять ребенку? И как она потом к своей школьной учительнице относиться будет? И главное, теперь зная, что она занимается дополнительно, какое отношение будет у учительницы к ней?

К счастью, не все учителя такие. Многие наоборот рады, что есть в группе сильный ученик, с которым и по-английски поговорить можно, и на олимпиаду послать, и на открытом уроке есть на кого расчитывать.

Victoria the Queen отвечает:

ой это больная тема вообще была в прошлом году)Прихожу в класс, не успею назвать тему - лес рук...Не могу понять, в чем дело..2-й класс вроде бы....потом дети подбегают ко мне и хвастаются "А мы с учителем наперед уже на целых три урока идем!"Я хотя и работала в школе по сути второй год, если честно, просто обалдела...Начав работать репетитором, даже будучи неопытным, мне даже и в голову не приходило проходить учебник наперед! Закрепить, повторить, помочь - да! одна учительница нашей школы, которая подрабатывает репетиторством (извините, по-другому не могу сказать - именно подрабатывает, потому что она еще и косметикой успевает торговать))говорит "Ой, мы даже на урок вперед проходим, чтобы память срабатывала!" Мне кажется, у ребенка от этого только складывается иллюзия, что он что-то знает, и больше ничего...Настоящий показатель работы репетитора - это отсутствие проблем в школе при использовании совершенно других материалов. В прошлом году у меня была группа очень сильных детей, немного отставших по школьной программе. Я вела у них занятия и в школе, и на курсах. Строила работу так, чтобы повторить и закрепить пройденное в школе, но никогда не дублировала задания!!В итоге дети сейчас не имеют в школе никаких затруднений (для многих родителей показатель - сами делают домзады). Поэтому мы легких путей не ищем.

klaura отвечает:

Я работаю и в школе, и даю частные уроки.Мне неинтересна работа по школьному учебнику,тем более в большинстве случаев сталкиваюсь с тем,что или учебник выбран неверно, или работают по нему "кое-как".Помогать с домашними заданиями не отказываюсь,но только на началах консультанта.Есть особые случаи(2-3),когда "иду на поводу",но это по договоренности с родителями/учеником.Обычно это касается ленивых и сильно отстающих.С ними и домашнее задание "долбишь" целый урок.
Своим ученикам рекомендую "не афишировать" свои дополнительные занятия - действительно очень часто это вызывает негатив у школьного учителя,хотя я сама отношусь к этому положительно. Бывали случаи,когда ученик приносил школьную работу с "тройкой",поставленной незаслуженно (например, за употреблениe "footballer" вместо "football player" или "оlder than I am" вместо "older than me").Посоветовала ему,чтобы во избежание подобных вещей он употреблял так,как хочет она, но знал и о существовании других вариантов.
Иногда получается так,что работаем по тому же пособию,что и в школе (это обычно касается грамматики).В этом случае работаю только устно плюс дополнительный материал.Тогда ученик делает эти же задания снова в школе,но уже письменно - как бы закрепляя тему.
В случае "несоответствия мнений" поступаю так же,какIrinaM,особенно если это принципиально (как в описанном ею случае).
Может быть поэтому я называю себя преподавателем, а не репетитором.Для меня репетитор - это лишь помощник в освоении уже пройденного или закрепления чего-то обязательного.

April отвечает:

Яга
А может стоит родителям в мягкой форме рассказать все то, что Вы здесь говорите? Что пять раз прочитанный перед уроком текст отрицательно влияет на интерес ребенка к школьным заданиям, что репетитору должно быть стыдно брать деньги за выполнение школьного учебника, его задача - за свои деньги найти доп. материал на нужную тему. И очень доброжелательно по отношению к репетитору. Многие родители должны понять. Они ведь просто не в курсе бывают. Раскройте им глаза. Расскажите, что очень здорово, что они принимают участие в процессе образования ребенка, но лучше усилия направить не на формальное выполнение домашних заданий, а на восполнение пробелов в знаниях.
Victoria the Queen
"репетиторы, которые сидят дома и занимаются с детьми, часто гонят (простите за слово) на школьных учителей - дескать - они не научили, а я вот могу...."

Я вот последний год не могу найти "своего" парикмахера. Но каждый раз в новом месте, мне обязательно новый мастер говорит, как криво меня подстригли в предыдущем, потом начинает показывать, где чего не так. Мне кажется, что первый признак плохого профессионала - попытки раскритиковать предыдущего (типа, вот он какой плохой, а я другой, я лучше).

attaboy отвечает:

Иногда, когда Вас просят позаниматься с учеником за 2 месца до конца года и подтянуть его оценку за год, то тут-то только и нужно заниматься по школьному учебнику. У меня был такой случай в прошлом году. мальчик ваще ни в зуб ногой, 8 класс, а он мне му наме ис читает, а сказать вообще ничего не может, то тут пришлось такие сёвайвл межес выдумывать, что мама не горюй. Занимались по школьному учебнику, отрабатывали то, что проходили на уроке и шли наперед, чтоб он на уроке чувствовал себя свободно, он тянул руку, каждый урок отвечал, учительнице это нравилось и в результате получил даже очень хорошую оценку, как по мне. Естественно, здесь речь идет об оценке, а не о знаниях. Потом летом нам пришлось усердно заниматься, чтоб догнать уровень оценки, которую ему поставили.

Vicky отвечает:

Работала в школе, а сейчас только частным образом.
В школах все классы были mixed abilities. При условии отсутствия в библиотеке пособий, адекватных уровню и возрасту учащихся, а так же при зарплате в 3000 руб за 25 часов в неделю у меня совершенно не было ни возможности, ни желания возиться с поиском или составлением и распечаткой учебных материалов. Поэтому 9-е классы занимались по Скульте, 7-е - по Верещагиной 2. Знаний у детей не было практически никаких, желания учиться - тоже. Учителя сменялись по несколько раз в год. Я не стала исключением: через полгода руки опустились окончательно. Забавно, что при такой катастрофе с английским в средней школе, завуч младших классов очень настаивала на введении уроков в младшей школе, 2 часа в неделю. Спрашивается, зачем? Чтобы у детей преподаватели начали меняться со второго класса, а не с пятого? Нет, конечно! Что повесить родителям лапшу на уши, типа: у нас английский со второго класса! Увидев ситуацию изнутри, я полностью разочаровалась в школьной системе изучения иностранного языка.
Сейчас преподаю частным образом, с привлечением всех доступных материалов. В большинстве школ преподавание английского по-прежнему является лишь видимостью. Фактически я с большинством детей вынуждена начинать с нуля. Поэтому на школьный английский не обращаю внимания вообще: хорошо, если там всё идёт тихо мирно, препод типа работает, дети типа учатся. Хуже, если учитель - дилетант, не владеющий языком, да ещё и с претензиями на гениальное преподавание. В этом году слышала историю от одной мамы о новой учительнице английского, которая взяла с нулёвыми детьми Верещагину второго года обучения, и постоянно орёт на детей, у которых ничего не получается. Лучше бы у них вообще никакого английского не было, чем такой.
Школ, дающих приличные знания по английскому в нашем районе меньше, чем пальцев на одной руке. Если приходит ребёнок из такой школы, то моя работа сводится к чистому репетиторству: идём параллельно школьной программе, но по другим пособиям, устраняем пробелы, разбираем непонятное, исправляем школьные двойки.
Но в большинстве случаев я являюсь для детей именно учителем, дающим знания, а не репетитором.

Другие вопросы по теме