Как разговорить ученика, стесняющегося говорить по-английски?

Smartie отвечает:

Надо подбирать ключик. ) Иногда это бывает трудно, особенно когда ученик приходит после трудного дня, напряженный и совсем к разговору не расположенный. Надо его расслабить, рассмешить. Если он у вас искренне рассмеется или хотя бы улыбнется от души - считайте, что он ваш.
И еще один совет мне дала очень мудрая женщина, потрясающий преподаватель и методист. Она говорила, не оставайтесь долго в позиции учитель-ученик. Постарайтесь подумать, какую еще социальную роль вы могли мы играть вместе, примеряйте маски на себя и ученика. Например, это может быть пара "мужчина - женщина" (не подумайте ничего плохого, просто невинный флирт и "Can you open the window please, I'm not tall enough', 'Can you get the dictionary please?', 'What's wrong with my computer?'), "подруга - подруга", "дедушка - внучка", "старшая сестра - младшая сестра". Единственное, нежелательно пробовать роли "мама - сын/дочь", "папа - сын/дочь", так как они очень близки "учитель - ученик", а у вас она так или иначе будет присутствовать на уроке.

Аманта отвечает:

Lilia
Если не секрет,чем "по-жизни" занимаются Ваши молчуны? Как-то у меня тоже был такой вот молчун по убеждению. Английский ему нужен был,чтобы общаться с коллегами-инженерами из Америки.На все вопросы,и по-английски,и по-русски, он отвечал короче самого короткого.Я всё списывала на особености его "технического" мышления, до тех пор, пока мы не добрались до его любимых опреснительных установок! И тут я своего "технаря" не узнала! Этот человек готов был говорить часами даже на малознакомом ему языке, но... ТОЛЬКО НА ИНТЕРЕСНУЮ ЛИЧНО ДЛЯ НЕГО ТЕМУ. Просто часто для нас,преподавателей, бывает ой как сложно нащупать у клиента эти "точки G" :)))

NM отвечает:

Lilia
Разговорить человека и предоставить материалы - не одно и то же. Может, вам по методике преподавания speaking литературу почитать? "How to Teach Speaking" (Scott Thornbury), например. В принципе, любого молчуна можно разговорить до определенного уровня, но происходит это постепенно - сначала можно добиться того, чтобы он смог долго поговорить о том, о чем ему говорить проще (и в этом не стоит опираться на его пожелания, это должен нащупать преподаватель, потому как мало кто настолько самокопается, что знает, о чем ему/ей легче говорить), потом постепенно усложнять. Но самое главное в том, что задача преподавателя именно обучать говорить, а не ждать, что ученики начнут это делать сами.

NM отвечает:

найдите то, о чем ему проще говорить, например, о профессии, о детях. Хорошо работает прием "профессиональный совет". Определите, в чем он хорошо разбирается (как правило, это профессиональная сфера), найдите вопрос, который Вам самой был бы полезен. Например, если он строитель, скажите, что планируете ремонт, и спросите, какие материалы лучше использовать.

покажите пример. Расскажите о чем-то, что Вас сильно трогает - своим запалом завлеките его в беседу.

найдите то, чем он гордится (дети, хобби, достижения) - об этом люди могут говорить часами.

спорьте с ним. Если он высказал точку зрения, возразите, заденьте за живое, чтобы ему захотелось доказать свою правоту.

а вообще, конечно, главное - изучайте методику преподавания разговора.

NM отвечает:

Julia K
какая-то тема же должна ему быть интересной. Нужно просто ее найти.
У меня один студент тоже о работе говорить не хотел. Я выяснила, что он бывший диджей - полчаса обсуждали с ним микрофоны. Такие штуки работают, если человек реально видит, что он не просто говорит, а помогает (говорение не ради говорения). В этом моем случае я нашла реальное применение его знаниям - у меня муж занимается ведением мероприятий, вопрос микрофонов актуален, вот я и попросила совет.

Еще в случае с молчунами стараюсь постоянно демонстрировать человеку, насколько его ответы отличаются от уровня, которого бы хотелось достичь. Например, имитируем планирование выходных. Потом демонстрирую запись (желательно из реалити-шоу, но сериалы тоже подойдут), где люди что-то планируют. Акцентирую внимание на том, что у нас получается хуже, чем у них. Затем объясняю, что говорение - это "вождение автомобиля": чем чаще водишь, тем лучше это получается (и по одной и той же улице каждый раз ехать проще - со временем хоть с закрытыми глазами). Главное тут, чтобы человек почувствовал, что до достижения цели (а если они взяли разговорный курс, то цель у них - научиться хорошо говорить) ему необходимо много практиковаться в разговоре, и без этого ничего не выйдет. Причем еще действеннее, если человек видит свой прогресс в говорении - можно периодически записывать разговор в рамках одной и той же тематики и сравнивать то, как говорил раньше и сейчас.

Anastasia отвечает:

Lilia

Да все это я использую, и Taboos and Issues, и Instant Discussions, Discussions A-Z и еще кучу всего - из этого составляю материал на урок. Чем больше все дают здесь советов, тем более я убеждаюсь, что все делаю, как надо, а с ними что-то не так.


Не расстраивайтесь, жалко, ято я поздно в эту ветку дошла, так как, кажется, знаю, что за "диагноз" у ваших, теперь уже бывщих, подопечных.

Дело в том, что вся перечисленная методлитра рассчитана на то, что человек говорит ПРАВДУ, а для небольшого процента учащихся, к которым Ваши молчуны, похоже, относятся, это смерти подобно, так как = "опять в душу лезут" или "ну и о чём тут говорить?! это ж итак понятно, об этом нужно многозначительно промычать :)". Да, тут отчасти психологическое, но решение очень простое.

У меня, кстати, такие нет-нет, а попадаются иногда, вплоть до того доходит (и это на курсах, хохма - проверяю по списку присутствующих на первом уроке, прошу назвать полное имя по буквам) - "А зачем Вам моя фамилия?" (тоном, указывающим на то, что вопрос я задала из серии "а какого размера трусы носите?" :) или "не скажу, где работаю, и про семью говорить не буду, и ВООБЩЕ, вы можете ЛИЧНЫЕ вопросы не задавать?!" (и тут я должна, видимо, пойти и сказать начальству на курсах, что так как дама N не одобрила темы и задания в учебнике, мы его выкинем :))

Тяжело с такими, но и с ними можно говорить. Им легенду надо создать, то есть методика "говорение через РОЛЕВЫЕ ИГРЫ", когда то, что говорить надо (инфо "о себе" - легенда шпиона), выдана на карточках, и задача скрытной буки - проникнуться и войти в роль. Всвозможные сборники pairwork activities что role plays по совместительству решают задачу. А вот дискуссионного типа задания придётся с учениками такого типа отложить на вторую половину курса занятий, так как мнения они от имени своего героя должны будут высказывать, а войти в роль требует времени :)

Другие вопросы по теме