Мифы об IELTS

Автор:

Опубликовано: 22 апреля 2008 г.

В этой статье я разберу самые популярные заблуждения об экзамене IELTS, которые периодически всплывают как на моем форуме, так и на других форумах в сети.

Подготовка

1. Если пойти на курсы подготовки к IELTS при экзаменационном центре, то нужный балл гарантирован.

Скорее всего, этот миф навеян нечистыми на руку репетиторами из приемных комиссий ВУЗов, о которых мы все так наслышаны. Нет, гарантированного балла за посещение курсов не будет, но есть вероятность (как, впрочем, и при обучении в других школах с учителями-носителями английского языка), что вас будет учить один из действующих или бывших экзаменаторов - у такого преподавателя будет четкое представление о требованиях экзамена.

2. IELTS Academic Module сложнее, чем General Module.

И да, и нет: это два разных экзамена, которые тестируют разные навыки в частях Reading и Writing. Если вы никогда не имели дела с англоязычными учебниками (например, по физике), то читать и анализировать такие тексты вам будет сложнее, чем журнальные статьи. То же и с письмом: если вы не имеете привычки анализировать графики и писать по ним отчеты, 150 слов первого задания в Academic Module Writing вам покажутся сущей пыткой.

Но: чтение в Academic Module все-таки сложнее, чем в General Module, т.к. в последнем не проверяются все навыки анализа текстовой информации - об этом даже написано на сертификатах.

3. Speaking можно сдать на высокий балл, зазубрив ответы на все известные вопросы и отрепетировав монологи.

Нет, экзаменаторы хорошо натренированы отличать спонтанную, естественную речь от заученных ответов. Если экзаменатор чувствует, что ваш монолог был заранее тщательно проработан, он, вероятнее всего, сменит тему обсуждения и задаст несколько новых вопросов, чтобы добиться от вас неподготовленного ответа.

Но: всегда хорошо знать несколько стандартных оборотов, с помощью которых можно потянуть время, если вы растерялись и собираетесь с мыслями. Надо продумать, что отвечать на стандартные вопросы первой части интервью - кем работаете, где живете, о семье, сколько лет учите английский... Надо знать и минимальные правила этикета: как поздороваться и попрощаться, как вежливо прервать собеседника, продолжить свою мысль после того, как вас прервали, и т.п. Все это должно отлетать от зубов и не отвлекать вас от самого важного - содержания вопросов.

4. Баллы за Listening и Reading можно значительно повысить, только прорабатывая образцы тестов.

Нет, к большинству сдающих IELTS это неприменимо. Чтобы улучшить результаты теста, надо учить английский - и особенно важно много читать и слушать.

Но: если вы уже хорошо владеете английским языком, то вам нужно будет только разобраться с типами экзаменационных заданий. Например, когда я готовилась к сдаче IELTS, между первым пробным тестом, который я прошла, и экзаменом, разница в оценке была - два балла, все за счет появившегося у меня навыка проходить эти тесты.

5. К экзамену невозможно подготовиться самостоятельно.

Это - излюбленный миф школ и курсов иностранных языков. Легче всего убедить в нем людей с невысоким знанием языка и с минимальным опытом самостоятельного изучения чего-либо, необязательно иностранных языков. Иногда сочетается с мифом №1 - таких уже не спасти. Конечно, это - всего лишь миф. Самостоятельно подготовиться к экзамену можно.

6. Лучше тратить время на отработку более легких типов вопросов в Reading, чем возиться со сложными - баллы за них дают одни и те же.

Неоднократно слышала это от людей, которые панически боятся вопросов, где требуется выбрать True/False или, о ужас, True/False/Not Given. «Зачем мне убиваться над этими вопросами, когда их будет только пять на весь тест, а большинство остальных - выбор из нескольких вариантов? Буду долбить multiple choice questions...» Приходим на экзамен, а там - 15 из 40 вопросов вида T/F/NG. И бояться их не стоит - две трети этих вопросов будут простыми, на основе простых текстов. Осторожно надо подходить к вопросам в конце теста: какого бы они ни были типа, они будут самыми сложными, т.к. три текста в Reading возрастают по сложности.

На экзамене

7. Если письменную работу писать ручкой, а не карандашом, это показывает вашу уверенность, за которую добавляют баллов.

Помню, с пеной у рта спорил со мной один индус по этому вопросу на в листе рассылки по IELTS на yahoo.com. Переубедить его в том, что проверяющим все равно - лишь бы почерк был понятный, не было грязи и помарок - было невозможно. Но факт остается фактом: на оценку выбор карандаша или ручки не влияет. Я всегда выбирала карандаш, т.к. на черновик времени писать не остается, и я всегда писала сразу на чистовик. Если надо заменить целое предложение или переписать абзац, карандаш всегда можно стереть, а вот написанное ручкой придется вычеркивать и вписывать в оставшееся место, если оно есть.

8. Чем больше слов написать в заданиях на Writing, тем выше поставят оценку.

Нет: если вы напишете слишком много, например, 400 слов в сочинении, то проверяющий просто отчеркнет первые 250 слов и будет проверять только их. То есть, если у вас в последней трети сочинения самые витиеватые фразы и самые убийственные аргументы в поддержку вашей точки зрения, о них экзаменатор даже не узнает. Он будет оценивать незавершенную, оборванную на полуслове работу. Лишние 10-20 слов погоды не сделают, но много писать не стоит. К тому же, «вода» в сочинениях и рассуждения не по теме расцениваются как то, что вы не поняли вопрос, и за них снимаются баллы.

9. Экзаменатор на Speaking просто записывает ваше интервью на магнитофон. Оценивать ваши знания будут потом.

Самое очевидное следствие этого мифа - стараться особенно не нужно. Надо сделать так, чтобы в записи звучало хорошо, а относиться к экзаменатору как к человеку совершенно необязательно - это ж устройство для включения/выключения магнитофона!

Конечно, это не так. Экзаменатор оценивает вас на месте, записывает оценки после каждой части интервью. В оценку входит и то, как уверенно вы себя держите, улыбаетесь ли, идете ли на контакт. После того, как интервью закончится и вы выйдете из аудитории, он потратит еще несколько минут на размышления о вашем уровне английского, выставит общий балл и подготовится к следующему кандидату. На пленку интервью записывается только для контроля.

10. На устном интервью можно уходить от темы и болтать о чем угодно, если по теме сказать нечего.

Как и в письменной части экзамена, ваши разговоры не по теме могут воспринять так, как будто вы просто не поняли вопроса. Могут понять и так, что у вас есть заготовленная речь по схожей, но не совсем нужной теме (см. миф №3) и вы сводите разговор к ней, чтобы оттарабанить домашную заготовку наизусть. Результат один и тот же - снижение оценки.

11. Если одеться с иголочки на устное интервью, то это окажет положительное влияние на экзаменатора, который поставит более высокую оценку.

Ерунда. На экзаменатора могут положительно повлиять ваша дружелюбность, уверенность в себе, знание английского языка. Уверенность в себе в будет давать удобная одежда. Если вам удобнее сдавать экзамен в костюме - идите на интервью в костюме, если в драных джинсах - идите в них. Одевайтесь по погоде, желательно слоями, не забывайте, что в экзаменационной аудитории может быть холодно или, наоборот, жарко.

Оценки и апелляция

12. Если подать на апелляцию, то балл за Speaking (или Writing: что сильнее болит) непременно повысят.

Апелляция работает в обе стороны: оценку, выставленную проверяющими в вашем экзаменационном центре, могут или поднять, или опустить. Вера в то, что вредные местные экзаменаторы занизили вам оценку, а вот в Лондоне всю правду видят и все поправят, ни на чем не обоснована. Апелляция также занимает не менее нескольких недель и стоит дополнительных денег - проще просто пересдать экзамен еще раз.

13. Слабые результаты по отдельным частям экзамена подтягивают под общий балл.

Это одно из самых странных заблуждений об IELTS, с которыми мне довелось встречаться. Молва гласит, что если, например, по Reading - 7, то по Writing, как ужасно ни напишешь, меньше пятерки не дадут. Чушь. Разные части экзамена проверяются разными людьми, ваши экзаменационные работы им даются анонимно - станут ли они собирать все в одну кучу и повышать оценку в одной части только потому, что вы хорошо написали другую? Нет.

Я думаю, что этот миф до сих пор существует только потому, что люди не осознают, какие требования предъявляются к разным частям экзамена. Если на семерку в Reading надо хорошо, но не до конца понять текст, то на семерку в Writing достаточно написать текст много проще, а не эквивалентный прочитанному. Утрируя, можно иметь пассивный запас как у Шекспира, и активный - как у Эллочки-людоедки, и сдать Writing и Speaking на один и тот же балл.

14. Балл, полученный на экзамене - это ваш реальный уровень английского языка.

И да, и нет. Нет: это ваш уровень в день экзамена, с учетом вашей подготовки к формату экзамена (см. пример в мифе №4 о разнице в баллах), с учетом ваших нервов, что вы ели и как хорошо вы спали в ночь перед экзаменом. Пересдай вы его на два дня позже или на два дня раньше, результат хоть на полбалла, а отличался бы.

Да: экзамен составлен профессионалами, и полученная оценка будет довольно близка к вашему истинному уровню английского. Исказить результаты может только плохое самочувствие в день экзамена.

15. 8.5 или 9 баллов - недостижимый уровень носителя языка. Простым смертным так много баллов получать а) не положено, б) подозрительно (см. миф №1).

Нет: теперь, когда носителям английского языка разрешено сдавать IELTS, мы можем наблюдать, насколько хорошо сдают они сами (британцам надо сдавать этот экзамен при иммиграции в Австралию), и насколько девятибалльная шкала IELTS отражает действительность. Редкий британец сдает на все девятки, большинство сдают на 8-8.5, даже с подготовкой. Такие же результаты может получить и изучающий английский как иностранный, ни разу не выехавший за границу. Великолепное, равномерно сильное во всех четырех навыках, владение английским языком доступно далеко не всем, но стремиться к нему можно - и очень интересно. Восьмерки или девятки по IELTS - это только начало пути.

Понравилось? Поделитесь с друзьями:

Размещено в категориях: