Мифы об IELTS

Автор: Nina

Опубликовано: 22 апреля 2008 г.

В этой статье я разберу самые популярные заблуждения об экзамене IELTS, которые периодически всплывают как на моем форуме, так и на других форумах в сети.

Подготовка

1. Если пойти на курсы подготовки к IELTS при экзаменационном центре, то нужный балл гарантирован.

Скорее всего, этот миф навеян нечистыми на руку репетиторами из приемных комиссий ВУЗов, о которых мы все так наслышаны. Нет, гарантированного балла за посещение курсов не будет, но есть вероятность (как, впрочем, и при обучении в других школах с учителями-носителями английского языка), что вас будет учить один из действующих или бывших экзаменаторов - у такого преподавателя будет четкое представление о требованиях экзамена.

2. IELTS Academic Module сложнее, чем General Module.

И да, и нет: это два разных экзамена, которые тестируют разные навыки в частях Reading и Writing. Если вы никогда не имели дела с англоязычными учебниками (например, по физике), то читать и анализировать такие тексты вам будет сложнее, чем журнальные статьи. То же и с письмом: если вы не имеете привычки анализировать графики и писать по ним отчеты, 150 слов первого задания в Academic Module Writing вам покажутся сущей пыткой.

Но: чтение в Academic Module все-таки сложнее, чем в General Module, т.к. в последнем не проверяются все навыки анализа текстовой информации - об этом даже написано на сертификатах.

3. Speaking можно сдать на высокий балл, зазубрив ответы на все известные вопросы и отрепетировав монологи.

Нет, экзаменаторы хорошо натренированы отличать спонтанную, естественную речь от заученных ответов. Если экзаменатор чувствует, что ваш монолог был заранее тщательно проработан, он, вероятнее всего, сменит тему обсуждения и задаст несколько новых вопросов, чтобы добиться от вас неподготовленного ответа.

Но: всегда хорошо знать несколько стандартных оборотов, с помощью которых можно потянуть время, если вы растерялись и собираетесь с мыслями. Надо продумать, что отвечать на стандартные вопросы первой части интервью - кем работаете, где живете, о семье, сколько лет учите английский... Надо знать и минимальные правила этикета: как поздороваться и попрощаться, как вежливо прервать собеседника, продолжить свою мысль после того, как вас прервали, и т.п. Все это должно отлетать от зубов и не отвлекать вас от самого важного - содержания вопросов.

4. Баллы за Listening и Reading можно значительно повысить, только прорабатывая образцы тестов.

Нет, к большинству сдающих IELTS это неприменимо. Чтобы улучшить результаты теста, надо учить английский - и особенно важно много читать и слушать.

Но: если вы уже хорошо владеете английским языком, то вам нужно будет только разобраться с типами экзаменационных заданий. Например, когда я готовилась к сдаче IELTS, между первым пробным тестом, который я прошла, и экзаменом, разница в оценке была - два балла, все за счет появившегося у меня навыка проходить эти тесты.

5. К экзамену невозможно подготовиться самостоятельно.

Это - излюбленный миф школ и курсов иностранных языков. Легче всего убедить в нем людей с невысоким знанием языка и с минимальным опытом самостоятельного изучения чего-либо, необязательно иностранных языков. Иногда сочетается с мифом №1 - таких уже не спасти. Конечно, это - всего лишь миф. Самостоятельно подготовиться к экзамену можно.

6. Лучше тратить время на отработку более легких типов вопросов в Reading, чем возиться со сложными - баллы за них дают одни и те же.

Неоднократно слышала это от людей, которые панически боятся вопросов, где требуется выбрать True/False или, о ужас, True/False/Not Given. «Зачем мне убиваться над этими вопросами, когда их будет только пять на весь тест, а большинство остальных - выбор из нескольких вариантов? Буду долбить multiple choice questions...» Приходим на экзамен, а там - 15 из 40 вопросов вида T/F/NG. И бояться их не стоит - две трети этих вопросов будут простыми, на основе простых текстов. Осторожно надо подходить к вопросам в конце теста: какого бы они ни были типа, они будут самыми сложными, т.к. три текста в Reading возрастают по сложности.

На экзамене

7. Если письменную работу писать ручкой, а не карандашом, это показывает вашу уверенность, за которую добавляют баллов.

Помню, с пеной у рта спорил со мной один индус по этому вопросу на в листе рассылки по IELTS на yahoo.com. Переубедить его в том, что проверяющим все равно - лишь бы почерк был понятный, не было грязи и помарок - было невозможно. Но факт остается фактом: на оценку выбор карандаша или ручки не влияет. Я всегда выбирала карандаш, т.к. на черновик времени писать не остается, и я всегда писала сразу на чистовик. Если надо заменить целое предложение или переписать абзац, карандаш всегда можно стереть, а вот написанное ручкой придется вычеркивать и вписывать в оставшееся место, если оно есть.

8. Чем больше слов написать в заданиях на Writing, тем выше поставят оценку.

Нет: если вы напишете слишком много, например, 400 слов в сочинении, то проверяющий просто отчеркнет первые 250 слов и будет проверять только их. То есть, если у вас в последней трети сочинения самые витиеватые фразы и самые убийственные аргументы в поддержку вашей точки зрения, о них экзаменатор даже не узнает. Он будет оценивать незавершенную, оборванную на полуслове работу. Лишние 10-20 слов погоды не сделают, но много писать не стоит. К тому же, «вода» в сочинениях и рассуждения не по теме расцениваются как то, что вы не поняли вопрос, и за них снимаются баллы.

Вышенаписанное - миф! Так оценивают письменные работы в экзаменах кембриджской линейки: FCE, CAE, CPE. На IELTS жесткого лимита на количество слов в работе нет, но надо помнить, что за отведенное на эту часть экзамена время трудно написать больше 150-200 слов в первом задании и 250-300 во втором связного, логически выстроенного текста и успеть его проверить на ошибки, поэтому не надо ставить себе цели написать как можно больше абы чего, гораздо важнее раскрыть тему задания.

9. Экзаменатор на Speaking просто записывает ваше интервью на магнитофон. Оценивать ваши знания будут потом.

Самое очевидное следствие этого мифа - стараться особенно не нужно. Надо сделать так, чтобы в записи звучало хорошо, а относиться к экзаменатору как к человеку совершенно необязательно - это ж устройство для включения/выключения магнитофона!

Конечно, это не так. Экзаменатор оценивает вас на месте, записывает оценки после каждой части интервью. В оценку входит и то, как уверенно вы себя держите, улыбаетесь ли, идете ли на контакт. После того, как интервью закончится и вы выйдете из аудитории, он потратит еще несколько минут на размышления о вашем уровне английского, выставит общий балл и подготовится к следующему кандидату. На пленку интервью записывается только для контроля.

10. На устном интервью можно уходить от темы и болтать о чем угодно, если по теме сказать нечего.

Как и в письменной части экзамена, ваши разговоры не по теме могут воспринять так, как будто вы просто не поняли вопроса. Могут понять и так, что у вас есть заготовленная речь по схожей, но не совсем нужной теме (см. миф №3) и вы сводите разговор к ней, чтобы оттарабанить домашную заготовку наизусть. Результат один и тот же - снижение оценки.

11. Если одеться с иголочки на устное интервью, то это окажет положительное влияние на экзаменатора, который поставит более высокую оценку.

Ерунда. На экзаменатора могут положительно повлиять ваша дружелюбность, уверенность в себе, знание английского языка. Уверенность в себе в будет давать удобная одежда. Если вам удобнее сдавать экзамен в костюме - идите на интервью в костюме, если в драных джинсах - идите в них. Одевайтесь по погоде, желательно слоями, не забывайте, что в экзаменационной аудитории может быть холодно или, наоборот, жарко.

Оценки и апелляция

12. Если подать на апелляцию, то балл за Speaking (или Writing: что сильнее болит) непременно повысят.

Апелляция работает в обе стороны: оценку, выставленную проверяющими в вашем экзаменационном центре, могут или поднять, или опустить. Вера в то, что вредные местные экзаменаторы занизили вам оценку, а вот в Лондоне всю правду видят и все поправят, ни на чем не обоснована. Апелляция также занимает не менее нескольких недель и стоит дополнительных денег - проще просто пересдать экзамен еще раз.

13. Слабые результаты по отдельным частям экзамена подтягивают под общий балл.

Это одно из самых странных заблуждений об IELTS, с которыми мне довелось встречаться. Молва гласит, что если, например, по Reading - 7, то по Writing, как ужасно ни напишешь, меньше пятерки не дадут. Чушь. Разные части экзамена проверяются разными людьми, ваши экзаменационные работы им даются анонимно - станут ли они собирать все в одну кучу и повышать оценку в одной части только потому, что вы хорошо написали другую? Нет.

Я думаю, что этот миф до сих пор существует только потому, что люди не осознают, какие требования предъявляются к разным частям экзамена. Если на семерку в Reading надо хорошо, но не до конца понять текст, то на семерку в Writing достаточно написать текст много проще, а не эквивалентный прочитанному. Утрируя, можно иметь пассивный запас как у Шекспира, и активный - как у Эллочки-людоедки, и сдать Writing и Speaking на один и тот же балл.

14. Балл, полученный на экзамене - это ваш реальный уровень английского языка.

И да, и нет. Нет: это ваш уровень в день экзамена, с учетом вашей подготовки к формату экзамена (см. пример в мифе №4 о разнице в баллах), с учетом ваших нервов, что вы ели и как хорошо вы спали в ночь перед экзаменом. Пересдай вы его на два дня позже или на два дня раньше, результат хоть на полбалла, а отличался бы.

Да: экзамен составлен профессионалами, и полученная оценка будет довольно близка к вашему истинному уровню английского. Исказить результаты может только плохое самочувствие в день экзамена.

15. 8.5 или 9 баллов - недостижимый уровень носителя языка. Простым смертным так много баллов получать а) не положено, б) подозрительно (см. миф №1).

Нет: теперь, когда носителям английского языка разрешено сдавать IELTS, мы можем наблюдать, насколько хорошо сдают они сами (британцам надо сдавать этот экзамен при иммиграции в Австралию), и насколько девятибалльная шкала IELTS отражает действительность. Редкий британец сдает на все девятки, большинство сдают на 8-8.5, даже с подготовкой. Такие же результаты может получить и изучающий английский как иностранный, ни разу не выехавший за границу. Великолепное, равномерно сильное во всех четырех навыках, владение английским языком доступно далеко не всем, но стремиться к нему можно - и очень интересно. Восьмерки или девятки по IELTS - это только начало пути.

Комментарии к статье:

Прочитать обсуждение на форуме (48 отзывов)